ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Главная arrow Шедевры
Поиск

Шедевры

семья короля Карла IV Франсиско Хосе де Гойа

семья короля Карла IV Франсиско Хосе де Гойа
Этот грандиозный групповой портрет королевской семьи Гойя написал уже в качестве Первого придворного художника. Парадные одеяния тут лишь подчеркивают пустоту облаченных в них титулованных лиц, что дало повод трактовать эту картину как сатиру. Но маловероятно, чтобы Гойя мог настолько рисковать своим положением.
В своей работе художник, несомненно, следовал великому Веласкесу. Это выразилось хотя бы в том, что он включил в композицию и собственный автопортрет. В центре композиции находится королева Мария-Луиза с дочерью и младшим сыном. Король стоит справа от нее, слегка выдвинувшись вперед. Остальные члены семьи разделены на две группы. Несмотря на присущую любому парадному портрету строгость, здесь можно обнаружить и «оживляющие» его детали. Так, например, стоящая справа инфанта Мария-Луиза-Жозефина нежно прижимает к себе грудного младенца — своего сына.
Подробнее...
 

Похороны сардинки, Франсиско Хосе де Гойа

Похороны сардинки, Франсиско Хосе де Гойа
Эта странная картина изображает вторник Масленицы, когда в центре Мадрида начинались карнавальные шествия. Этот ежегодный праздник завершался похоронами сардинки, на чем, собственно, Масленица и кончалась. Далее следовал Великий пост. Религиозные праздники составляли канву всей жизни Испании того времени. На этот сюжет Гойя написал несколько полотен, и «Похороны сардинки» - самоетревожное среди них. Сквозь христианский ритуал у него отчетливо сквозят приметы древних языческих культов. Нам ничего не известно ни о тех обстоятельствах, при которых была написана эта картина, ни о точном времени ее создания. Лица почти всех участников карнавала скрыты под характерными масками, предвосхищающими те кошмарные образы, что позже появятся на знаменитых «Черных картинах» Гойи.

На полотнище изображена огромная голова, со зловещей усмешкой наблюдающая за тем, что происходит вокруг.

Слева видна скрюченная фигура, одетая в костюм медведя, с когтистыми лапами и свирепой маской.

Две женщины в белом возглавляют процессию. На щеки их мертвенно-бледных лиц грубо наложены румяна.

Черная фигура с маской в виде человеческого черепа бросается в глаза, будя в душе трепет и рождая тревогу.
Подробнее...
 

Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года Франсиско Хосе де Гойа

Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года Франсиско Хосе де Гойа
2 мая 1808 года патриотическое выступление в Мадриде было жестоко подавлено оккупировавшими Испанию французскими войсками. Сразу же вслед за этим французские власти провели массовые казни повстанцев - они продолжались всю ночь и весь следующий день. После окончательного изгнания французов и возвращения в Испанию короля Фердинанда VII Гойя получил от правительства заказ на две большие картины, которые, по мысли заказчика, должны были «увековечить посредством живописи героические сцены славной борьбы испанцев с тираном Ев-ропы». Гойя исполнил заказ, но его полотна не были оценены по достоинству - это связано, скорее всего, с тем, что художник написал их в слишком оригинальной манере. От него требовали героических фигур и патетических жестов, а он по-человечески страстно проклинал ужасы войны. Особенно зримо это проявилось в картине «Расстрел повстанцев», сегодня считающейся непревзойденным шедевром. Хотя сам Гойя не был свидетелем казни, но атмосферу страшного насилия над человеческой природой ему великолепно лось передать.
Подробнее...
 

Герцогиня Альба в черном, Франсиско Хосе де Гойа

Герцогиня Альба в черном, Франсиско Хосе де ГойаХотя этот портрет был написан Гойей вскоре после смерти мужа герцогини Альбы, ее черный наряд скорее романтичен, нежели траурен. Такое платы часто надевали на себя женщины из низов, желавшие привлечь к себе внимание мужчин. В момент создания картины герцогине было 35 лет. Она славилась своим обаянием, воспитанностью и красотой. Двумя годами ранее Гойя написал другой портрет герцогини Альбы, где она была одета в белое платье. Согласно многим свидетельствам, герцогиня и Гойя состояли в любовной связи, и портретсодержит косвенные указания на это. Во-первых, к ним относится надпись, на которую обращает внимание зрителя герцогиня. Она гласит: «Только Гойя». Подобные панегирики, восхваляющие мастерство живописцев, достаточно часто появлялись на картинах того времени, но в данном случае эта фраза может иметь и другой, потаенный, смысл. Во-вторых, это слова «Альба» и «Гойя» на кольцах герцогини. Гойя трепетно хранил память о герцогине и после их расставания. В 1802 году герцогиня Альба умерла.

На величаво застывшей голове герцогини мы видим мантилью — легкую кружевную накидку, характерную для одежды рассчитывающих на мужское внимание женщин.

Талия герцогини обернута ярким красным поясом, четко выделяющимся на темном фоне ее платья.

Лицо герцогини несет следы косметики. В те времена художники-портретисты зачастую сами наносили грим на лица позировавших им моделей.

Кольца на руках герцогини (традиционный символ любовной связи) подписаны именами «Альба» и «Гойя».
Подробнее...
 

Соломенная кукла, Франсиско Хосе де Гойа

Соломенная кукла, Франсиско Хосе де ГойаЭто один из последних и самых известных картонов Гойи, созданных им для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара. Картоны помогли художнику получить признание, но сам Гойя не любил эту работу, считая (и справедливо) себя способным на большее. Когда шпалеры (так называются настенные ковры-картины без ворса, вытканные ручным способом), созданные по картонам, украсили королевские замки, сами оригинальные рисунки на долгие годы оказались забыты. Большинство этих картонов случайно об наружили в подвале в 1860-х годах. После реставрации они были подарены музею Прадо. Отличающаяся свежестью и живостью «Соломенная кукла» при внимательном рассмотрении превращается во вполне метафизическое произведение. Образы людей, играющих с куклой, символизируют недолговечность молодости, ибо сама кукла подсказывает, что эти полные сил девушки со временем состарятся и превратятся в точно таких же марионеток. Кроме того, есть что-то волнующее и настораживающее в лицах молодых женщин. Тут мы имеем дело с типичным, гойевским «искажением».

Неживые черты кукольного лица еще ярче проявляются на фоне густой бархатистой зелени надетого на марионетку камзола. Темное платье женщины, стоящей спиной к зрителю, резко контрастирует со светлым фоном,на котором она написана.

Справа видны напоминающие нежную зеленую дымку деревья. Их очертания почти повторяют форму прически стоящей на их фоне женщины.

Внизу на темном фоне четко проступают контуры двух пар изящных женских
Подробнее...
 
Благодарим:
тут настольные логические игры
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея