ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Главная arrow Шедевры arrow семья короля Карла IV Франсиско Хосе де Гойа
Поиск

семья короля Карла IV Франсиско Хосе де Гойа

семья короля Карла IV Франсиско Хосе де Гойа
Этот грандиозный групповой портрет королевской семьи Гойя написал уже в качестве Первого придворного художника. Парадные одеяния тут лишь подчеркивают пустоту облаченных в них титулованных лиц, что дало повод трактовать эту картину как сатиру. Но маловероятно, чтобы Гойя мог настолько рисковать своим положением.
В своей работе художник, несомненно, следовал великому Веласкесу. Это выразилось хотя бы в том, что он включил в композицию и собственный автопортрет. В центре композиции находится королева Мария-Луиза с дочерью и младшим сыном. Король стоит справа от нее, слегка выдвинувшись вперед. Остальные члены семьи разделены на две группы. Несмотря на присущую любому парадному портрету строгость, здесь можно обнаружить и «оживляющие» его детали. Так, например, стоящая справа инфанта Мария-Луиза-Жозефина нежно прижимает к себе грудного младенца — своего сына.
семья короля Карла IV Франсиско Хосе де Гойа

Парадный портрет семьи Карла IV первоначально планировалось повесить в королевском дворце в Мадриде, где он должен был освещаться свечами. Пространство картины заливает мягкий свет, отчетливо обозначающий фигуры на фоне теней. Лишь сам художник едва различим. Все мужчины позируют в ярких костюмах (красных, синих и темно-коричневых); все женщины — в белых блестящих платьях с золотой и бледно-голубой отделкой. Если рассматривать портрет при свечах, то крупинки белил, нанесенные на платья женщин и их украшения в технике импасто, переливаются дополнительными блестками. Издалека
может показаться, что художник занят по преимуществу чертами лиц и фактурой ткани, но при близком рассмотрении обнаруживается виртуозная работа кистью. Быстрые, летящие мазки контрастируют, соседствуя, с густыми мазками и пятнами краски.
Готовясь к этой работе, Гойя написал десять портретных этюдов членов королевской семьи.
Его тонкое мастерство художника-портретиста ярко демонстрирует образ инфанты Марии-Луизы-Жозефины с ребенком на руках, стоящей справа. На нем мы и остановимся.

1. НАТУРАЛИЗМ
Портрет инфанты как нельзя лучше иллюстрирует натуралистическую манеру, свойственную картине (да и всему творчеству Гойи). Сделав предварительный набросок, наш художник начал воссоздавать портреты инфанты и ее маленького сына. Они были прописаны серией размывок с использованием различных сочетаний жженой сиены, желтой охры и титановых белил (для телесных тонов) и жженой сиены с сырой умброй (для волос, черт лица, контуров и других темных участков). Красный цвет создан винзорской красной краской и ализариновым кармазином. Драгоценности в волосах инфанты написаны тонкими мазками белил.

2. НАСЫЩЕННЫЙ ФОН
Далее наш художник занялся фоном, следя за тем, чтобы каждый участок холста был окрашен. Как и на первом этапе работы, он наносил краску в несколько слоев, постепенно придавая цвету насыщенность и глубину. При этом использовалась богатая палитра: винзорская красная краска и ализариновый кармазин для различных оттенков красного цвета, сырая умбра, черная краска и желтая охра для различных оттенков коричневого. На этой стадии работы нет необходимости точно выдерживать нужный цвет, но очень важно установить правильное распределение света и тени и закрепить первоначальный рисунок.

3. ТОНКАЯ ДОВОДКА
Распределив по местам все элементы изображения, наш художник постарался повторить натуралистическую манеру Гойи. Гойя был великим мастером, во многом предвосхитившим появление импрессионизма. В его деталях порой отчетливо слышится эхо ренуаровского стиля. Выражение лица инфанты остается бесстрастным, в то время как ее круглощекий сын смотрит на свою мать улыбчиво и доверчиво. Наш художник вновь и вновь прописывал головы инфанты и ребенка, накладывая краску, смешивая тона и стремясь «поймать» выражение их лиц. В финале он написал в технике импасто драгоценности инфанты.
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея