ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

27

Тоже нет. Пытаясь понять, кто что считал, мы совершаем серьезную ошибку, так как рассуждаем всего лишь о мнениях. Задача же состоит в том, чтобы раскрыть некую реальность, которая не имеет ничего общего ни с мнением других о Гойе, ни с мнением Гойи о самом себе. На самом деле в тот момент Гойя был весьма далек от мысли, что его искусство возвышает его над современниками. Он прекрасно понимал, что является всего лишь одним из многообещающих молодых художников. Вот почему первые годы в Мадриде он прилежно работает под руководством Франсиско Байеу. Даже в 1779 году Гойя еще считает необходимым указать, что замысел одной из его картин принадлежит Байеу*.

Однако, как мы уже заметили, человеческое "я" всегда устремлено в будущее, и лишь оттуда оно оборачивается, чтобы, наконец, заметить настоящее и прожить его. В этом-то будущем Гойя и встречается со своими еще не созданными творениями, и в его душе поселяется уверенность в том, что он превосходит всех современных ему живописцев и непременно будет первым художником Испании. А так как будущее уж§ существует в настоящем, для Гойи это предчувствие становится непосредственно переживаемой реальностью.

Мне непонятно, почему то, о чем я сейчас говорю, еще не стало общим местом во всех исследованиях, посвященных природе человеческого творчества, а Гойя, по причинам, о которых я еще упомяну, являет собой крайнее проявление феномена, именуемого "творческий человек". Воспользуемся случаем, чтобы порассуждать о столь важном свойстве человеческой природы.

Итак, мы оказались перед противоречием, от разрешения которого невозможно уклониться. С одной стороны, мы утверждаем, что Гойя не помышляет ни о каких нововведениях в живописи, а с другой — что Гойя, предвосхищая свое будущее (а именно это и означает "жить" для любого человеческого существа), не может не видеть, что его последующим творениям суждено превзойти все, что рождается под кистью его современников. Попытаемся перекинуть мостик через пропасть, разделяющую эти противоположные постулаты.

Давайте задумаемся над тем странным состоянием, в котором пребывает творец до появления на свет его творения. Вот перед нами великое произведение искусства. Прежде чем приобрести совершенный, законченный вид, оно должно было существовать в качестве образа или идеи в воображении художника. Однако образ или идея не отличаются от готового произведения ничем, кроме того, что находятся в голове художника, а не нахолсте.
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея