ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

23

Первая удача оказалась решающей, так как повлекла за собой два других не менее ответственных заказа, которые Гойя получил в 1772 и 1775 годах — настенные росписи в монастыре Аула Деи и в фамильной молельне графов Собрадьель. Сомневаюсь, чтобы в то время в Сарагосе существовали предложения более лестные, и прошу заметить — ив том и в другом случае предпочтение было отдано Гойе. Последний прекрасно понимает, какие выгоды сулят ему эти заказы, как, впрочем, и статус ученика и друга братьев Байеу, поэтому с благодарностью принимает все, что посылает ему судьба, и пока не помышляет ни о чем другом.

Заказы, с которых (по крайней мере, с нашей точки зрения) начинается карьера Гойи, полностью соответствуют взглядам той эпохи, когда труд художника сводился преимущественно к религиозной живописи. Вот почему Гойя будет считать, что одержал окончательную победу и превзошел всех своих коллег, лишь 13 лет спустя, когда его полотно "Святой Бернардин Сиенский" завоюет первое место на конкурсе Святого Франциска. Таким образом, десятилетие, пролегающее между 1775 годом, когда Гойя приезжает в Мадрид, и 1785-м, когда он добивается первого серьезного успеха, можно считать определенным этапом в жизни художника.

Однако фрески, созданные им в этот период, ни по замыслу, ни по исполнению не выходят за рамки чистого ремесла. Сегодня, глядя на эти работы Гойи с позиции людей, знакомых с его зрелым творчеством, мы подмечаем, как, подобно вспышкам молнии, то тут то там мелькнет неожиданный мазок или слишком смелая линия, словом, нечто, составляющее неповторимую, исключительную особенность его авторского стиля. Но надо признать, что не они определяют суть его ранних творений, они скорее ей противоречат; и в глазах первых зрителей они были не более чем досадной нелепостью, разрушающей художественное целое. А "целое" являло собой не что иное, как набор общепринятых приемов, которые необходимо было освоить и которые составляли основу ремесла. Впрочем, к сказанному необходимо добавить следующее: хотя ранние работы Гойи и являются продуктом чистого ремесла, их меньше всего можно считать совершенными именно с точки зрения ремесла. Здесь мы сталкиваемся с противоречием, которое будет сопровождать нас на протяжении всего исследвания творчества Гойи и которое очень сложно объяснить: несмотря на то что Гойя не мыслил себя никем иным, как простым ремесленником, он никогда не был хорошим ремесленником.
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея