ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

22

Теперь попытаемся понять, что представлял собой этот провинциал, въехавший в начале 1775 года в Мадрид через Пуэрта-де-Алькала. Как я уже сказал, по роду занятий он художник. Более того, он полностью соответствует образу художника, прочно утвердившемуся в сознании эпохи, во всем, что касается не только профессии, но и жизненного уклада. Гойя - типичный представитель средних слоев провинциальной буржуазии, которая в Испании тех лет отличалась грубыми манерами, непритязательным вкусом, крайней необразованностью и невероятной узостью мышления. Как художник и личность, Гойя черпал знания из общедоступных источников, а значит, ничем не отличался от окружающих его людей — той социальной среды, которая его питала и формировала.

И тем не менее Гойя — первый художник Испании. Чтобы соотнести одно с другим, необходимы некоторые пояснения, без которых невозможно понять, как прожил Гойя первые несколько лет в Мадриде и как складывалась его дальнейшая судьба.

Можно предположить, что появился некий могущественный покровитель, который помог молодому Гойе получить столь ответственный заказ, как роспись свода собора Святой Девы дель Пилар. С другой стороны, совершенно очевидно, что церковный капитул не стал бы рисковать. Итак, должно быть какое-то объяснение тому факту, что выбор пал на художника столь незрелого. Существующие документы отражают сомнения, которые испытывал Совет мануфактуры на сей счет. В частности, выдвигается требование, чтобы Гойя представил несколько эскизов на рассмотрение Королевской академии художеств. Это происходит 11 ноября, но уже 27 января следующего, 1772, года Совет заявляет: "Художник Гойя представил эскиз росписи свода собора, о коем эскизе господа члены Совета уже были наслышаны, и каковой являет собой образец высшего мастерства и изысканного вкуса. В отмену своего прежнего решения о представлении означенного эскиза на суд Королевской академии, Совет постановляет одобрить его и начать работы". Таким образом, Совет дает понять капитулу,что дальнейшие проволочки нежелательны. "Поручительство" могло исходить только от одного человека — Франсиско Байеу, который к тому времени уже снискал славу первого художника арагонской школы и был хорошо известен в Мадриде. Мнение Байеу было равнозначно мнению самого Менгса и всей Королевской академии. Очевидно, не случайно примерно в это же время Гойя официально объявляет себя учеником Байеу.
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея