ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

15

Теперь становится ясно, почему многочисленные биографии ничего нам не дают. Их авторы пытаются собрать воедино события, так называемые факты, которые имеют документальное отношение к герою жизнеописания. Однако эти события рассматриваются так, как будто каждое из них существует само по себе и всегда означает одно и то же, независимо от того, чья жизнь стала предметом описания. Иначе говоря, это чисто внешние события, увиденные извне, как они представляются псевдобиографу и читателю. Между тем человеческая жизнь состоит исключительно из событий внутренних. Биографический факт -не просто событие, а кем-то-пережитое-событие, и до тех пор, пока нам не станет понятна личность этого "кого-то", факты будут молчать. Вот почему биография, и историческая наука в целом, в своем теперешнем состоянии являют собой одно из нелепейших изобретений человеческого ума. По счастью, люди не умеют читать по-настоящему и потому, когда видят, например, фразу из биографии нашего великого художника: "Гойя приезжает в Мадрид", - - думают, что узнают нечто новое. Я же со своей стороны должен признаться, что не понимаю, что стоит за этим сообщением, и, более того, вовсе не завидую тем, кому все ясно. Слова "приехать в Мадрид" не наполнены никаким конкретным смыслом, в них скрыт абстрактный, смутный намек. Их задача - побудить нас к тому, чтобы уточнить высказывание, превратив, таким образом, абстракцию в нечто конкретное, а значит, реальное*. В данном высказывании лишь одно слово требует уточнения - "Гойя". Но биограф не сообщает нам его значение, отчего фраза, на первый взгляд столь прозрачная, оказывается абсолютно непонятной.

Итак, у нас нет другого выхода, как выяснить, кто же такой Гойя, ибо только тогда мы сможем понять, что означал приезд в Мадрид именно для Гойи, а не для кого-нибудь из нас, или для шурина сидящей напротив блондинки, или хоть для целого поезда, набитого пассажирами.

Жизнь принадлежит тому, кто ее проживает, а не тому, кто наблюдает за ней со стороны. В каком-то смысле это похоже на зубную боль. Мастерство биографа состоит в том, чтобы суметь отрешиться от своей точки зрения и отождествить себя с другой личностью, то есть почувствовать чужую зубную боль. Прежде всего, необходимо, чтобы с каждой страницы на читателя смотрело воссозданное с максимальной точностью "я" героя, потому что, как я уже говорил, "я" есть первичная жизненная реальность, "я" — это вообще единственное, что имеет значение, когда речь заходит о жизни.

"Я" всегда принадлежит настоящему. В языке нет другого слова, которое с большей силой выражало бы сиюминутность. Для того чтобы такие
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея