ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

6

что он не поехал в Сарагосу; но если он все-таки там окажется, не забудьте обнять его от имени человека, который всегда испытывал к нему самые нежные чувства". Написано так, словно это пишет секретарь Ховельяноса Марина, в то время как он сам находился в заточении в замке Бельвер. Таким образом, письмо датируется 1803—1807 годами. В другом письме, относящемся к тому же времени, он просит монаха-художника ответить на ряд вопросов Сеана Бермудеса, заданных им художникам, чтобы дополнить свой "Словарь". Опираясь на эти ответы, Ховельянос составил заключение, которое "было представлено на усмотрение летописцу испанских художников, который был большим другом дона Франсиско (Байеу), и поддерживал тесную дружбу с Гойей и его женой". Эти слова и запись в "Дневнике" от 23 ноября 1793 года, где сообщается о том, что Гойю хватил апоплексический удар и он совсем не может писать, — вот и все, что можно найти о жизни нашего художника в бумагах Ховельяноса.

Дон Хосе Сомоса был именно тем человеком, который мог предоставить нам множество любопытных и достоверных сведений о Гойе. Почти всю свою жизнь он провел в родном селении, Пьедраите, и при этом принадлежал к одному из самых знатных и состоятельных местных семейств. Поэтому, видимо, еще с детских пор он постоянно бывал там в загородном дворце герцогини де Альба, часто приезжавшей туда на лето. Он видел гостивших там по приглашению герцогини знаменитых писателей и художников. Поэтическим дарованием он был наделен слабо, истинный же талант его заключался в способности рассказывать о том, чему он был сам свидетелем или слышал от очевидцев.

Имя Гойи действительно часто мелькает на страницах его немногочисленных сочинений.

Именно благодаря ему впервые увидела свет легенда о Гойе. Его статья "Гойя и лорд Веллингтон", опубликованная в "Семанарио Пинтореско" в июле 1838 года, после второй биографии Кардереры, положила начало образу неистового и безрассудного Гойи. Невозможно, кажется, получить более достоверные свидетельства. Остается лишь поверить человеку, знавшему Гойю с ранней юности и позже, в Мадриде, продолжившему свое знакомство с ним*. Но вот небольшая, всего пять страничек текста, статья "Воспоминания о Пьедраите", посвященная жизни герцогини де Альба в ее загородном замке во время летних месяцев. Немного странное впечатление оставляют примечания к статье, в которых автор пишет: "Там, во дворце герцогов де Альба, при жизни герцогини и после ее смерти бывали Мелен-дес, Баильс, Кондадо, Иглесиас и тысячи других; прежде чем дворец был разрушен, там жили Гойя и Кинтана, там были созданы некоторые из их
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея