ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

5

Пожалуй, чаще всего о нем упоминается в письмах королевы Марии Луизы к Годою, но единственное, о чем там идет речь, это о позировании для портретов, которые пишет Гойя.

После королевы о нем чаще других упоминают Ховельянос и Моратин. Но и здесь упоминаний немного: пять или шесть случаев.

Гойя познакомился с Ховельяносом не позднее 1781 года, когда они оба стали членами Академии Св. Фернандо. Известно, к примеру, что Гойя присутствовал на заседании Академии 17 июля, когда Ховельянос читал свою "Похвалу изящным искусствам". Ховельянос был всего на два года старше Гойи. Должно быть, они быстро подружились, и именно благодаря этой дружбе в 1784 году Гойя получил заказ на четыре картины для капеллы ордена Калатравы в Саламанке. В те годы ему редко заказывали картины на религиозные сюжеты, тогда как братья его жены постоянно расписывали храмы. С другой стороны, дружеское расположение Ховельяноса к Гойе не подтверждает предположений о его беспорядочной и безалаберной жизни. Их дружба длилась до самой смерти Ховельяноса. Но вот что удивительно: Ховельянос, лучше всех разбиравшийся тогда в живописи (неразлучный с ним Сеан Бермудес был, по сути дела, его учеником), ничего не пишет о нем как о художнике. Для Гойи он нашел всего два определения. Насколько я знаю, слова эти никогда раньше не цитировались,и поэтому приведу их здесь. В 1785 году Ховельянос прочел на заседании Мадридского экономического общества "Похвалу дону Вентуре Родригесу", который умер незадолго до того. Между 1789* и 1799 годом он напечатал эту речь, сопроводив ее примечаниями. В примечании шестнадцатом, рассказывая о дружеском отношении и глубоком почтении инфанта дона Луиса к дону Вентуре Родригесу, он пишет:"Дабы выказать свое особое расположение, Его Высочество велел написать портрет Родригеса, демонстрируя этим желание постоянно видеть его, и доверил создание портрета искусной и мощной кисти дона Франсиско Гойи, придворного живописца Его Величества, находящегося под его августейшим покровительством. Ныне портрет принадлежит вдове этого благородного принца, чье имя мы с особой признательностью причисляем к тем, кто оказывал покровительство художникам и искусствам".

Ховельянос, должно быть, ценил портретную живопись Гойи, но, совершенно очевидно, не смог оценить его остального творчества. Свидетельство тому — черновой набросок к одной из статей, где он дает понять, что в Испании нет ни хороших, ни даже средних художников; не думаю, что он мог причислить Гойю к "выдающимся", таким, как Урбинос, Менгс и т. д.

Но как бы то ни было, дружба их длилась до самого конца. Так, в приписке к письму, адресованному брату Мануэлю Байеу, шурину Гойи, мы читаем: "Поскольку Вы ничего не пишете нам о сеньоре Гойе, мы думаем,
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея