ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

4

Я думаю, что надо вытащить биографию художника, да и самого Гойю, из того нелепого болота, в котором они окончательно увязли. Могут возразить, что мы ведь ничего точно о Гойе не знаем. На самом же деле жизнь Гойи, с тех пор как ему исполнилось двадцать пять и до самой его смерти в восемьдесят два года, не является для нас тайной, по крайней мере в наиболее существенных ее моментах.

Все это время, а по сути, вся жизнь Гойи не дают нам ни малейшего повода говорить о проявлении тех свойств его натуры или наклонностях, которые и предание, и Майер, а вслед за ним и другие приписывают юному Гойе. Стоит уточнить, что Гойя жил в самые смутные и неспокойные времена испанской истории, и такое настойчивое стремление видеть в Гойе этакого смутьяна, драчуна и соблазнителя женщин кажется настоящей интеллектуальной нелепостью. Если бы речь шла о небольших отклонениях от истины, если бы разница между легендой и реальностью сводилась лишь к простому искажению смысла, если бы похождения и приключения Гойи имели хоть какое-то основание, не стоило бы беспокоиться о том, чтобы предупредить доверчивого читателя. Но дело обстоит как раз не так, и это обязывает нас выявить истинное положение вещей.

А сказать надо вот что:
1.    Все похождения, дурные привычки и пороки, приписываемые Гойе, абсолютно недоказуемы.
2.    Почти все, что мы знаем о реальной жизни Гойи, не соответствует его мифическому облику.

Вот это несоответствие легенды о Гойе и того, что мы о нем знаем, и необходимо было установить.

Теперь самое время спросить: когда же возник столь разгульный образ Гойи?

С самого начала поражает то малое количество упоминаний о Гойе, которое мы встречаем в современных ему источниках. Стало своего рода общим правилом, что современники почти всегда очень немногословны, когда речь идет о художниках. Почему так происходит? Мне думается, по очень простой причине: живописец, подобно ремесленнику, большую часть времени занят своей работой, уединившись в мастерской. Он редко выходит из дому. Но в том-то и дело, что о Гойе утверждаются прямо противоположные вещи. Легенда изображает его человеком, который с удовольствием проводит время вне мастерской: в кутежах и развлечениях, то посещая светские приемы, то наведываясь в трущобы и злачные места; на мадридских улицах и площадях, ввязываясь в каждую стычку с любителями задирать прохожих; на сборищах тореро и их поклонников. А ведь помимо этого у него должно было еще хватать времени, чтобы общаться с писателями, музыкантами и архитекторами. Он кажется поистине вездесущим,но удивительно, что его современники так и не нашли возможности расказать или хотя бы упомянуть об этом.
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея