ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

3

Должно быть, Гойя в юности отличался необычайно живым и беспокойным нравом. У нас нет достоверных сведений о его жизни и заботах в годы ученичества, но все свидетельствует о том, что молодой Гойя, ведший богемный образ жизни, испытывал живейший интерес к быкам и тореро, играл на гитаре, пел и плясал арагонскую хоту и предавался обильным возлияниям. Влекла его и "вечная женственность". Как в Сарагосе, так и позже в Мадриде и Риме у него было несколько любовных приключений, напоминающих нам сцены из авантюрных романов. Он не пропустил ни одной драки, и, когда однажды в стычке были убиты трое, ему пришлось спешно бежать из столицы Арагона в Мадрид. Друзья и отец помогли ему избежать судебного преследования: Матерон рассказывает, что отцу Гойи пришлось продать два дома, чтобы покрыть расходы на путешествие сына в Мадрид и Италию; мне не очень верится во все это не только потому, что Матерон не самый надежный источник, но и потому, что эта продажа противоречит реальным доходам семьи Гойи"*.

Забавное искажение фактов в этих строках просто бросается в глаза. Автор использует метод, именуемый схоластами tollendo ponens**: когда одновременно что-то утверждается и тотчас же отрицается. Любопытно, что вот так, осторожно и неуверенно, историки искусства говорят о Гойе по сей день. Они не могут абстрагироваться от легенды о нем, и в то же время не решаются принять ее целиком. Создается ощущение, будто их пугает, что, отвергнув традиционный образ Гойи, они не найдут, чем его заменить. Вот Майер признает, что нет достоверных сведений о жизни и занятиях юного Гойи, и в этом же абзаце добавляет: "...все свидетельствует о том, что...". Доверчивый читатель, самостоятельно не изучавший вопроса, оказывается обезоружен этим "все", позволяющим приписать Гойе любые поступки. Он считает, что да, действительно, достоверных сведений нет, но существует достаточно веских доказательств и доводов, основанных на других убедительных свидетельствах, чтобы утверждать то, о чем говорится в дальнейшем. На самом же деле это "ве" по сути своей есть "ничто", оно лишь подразумевает, что многие до Майера делали то же, что и он, и продолжают повторять идущие следом, и так будет происходить до скончания века.

Не менее забавным кажется вывод, к которому приходит автор в следующем параграфе: сведения об авантюрных похождениях Гойи в Римеобъявляются вполне заслуживающими доверия, и тут же следом сообщается о том, что свидетели происшедшего или вообще не были в Риме, или,никогда ни о чем подобном не сообщали. Ну разве это не пример tollendo ponens?

 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея