ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

2

помощников, что не может причинить им никакого вреда. Конечно, знать, что ничего не знаешь, — это, как говорится, тема с вариациями, но, возможно, такое знание и есть самое трудное и точное.

Сразу хочу пояснить еще один момент: я отнюдь не пренебрегаю авторами, которые разбираются в истории искусств, и читаю их с уважением, с наслаждением. Меня восхищают терпение, усердие, заботливая тщательность, с которой исследуются те или иные аспекты творчества художника, мастерство, а порой и большой талант, позволяющие подметить неповторимые особенности стиля, полотна или скульптуры. В общем, я узнаю из подобных книг массу нового, о чем раньше даже не догадывался. Однако в то же время я замечаю, что эти авторы пребывают в полном неведении относительно некоторых вопросов, без прояснения которых не стоит и говорить о знании истории искусств. Они до сих пор не имеют ни малейшего представления о том, что такое история, и весьма поверхностное, смутное и расплывчатое — о том, что такое искусство, что значит "быть художником", каково влияние общества на творческую индивидуальность и так далее. Отсюда следует, что "знаток истории искусства" - фигура почти утопическая, и к ней не мешает относиться построже.

Напротив, человек, не сведущий в истории искусства, может знать нечто такое, без чего об истории искусства не стоит и говорить. Таким образом, ни специалист, ни дилетант а специалистом по части незнания наш учитель Сократ называл философа, — взятые в отдельности, не могут претендовать на знание истории искусства. Лучшее, что они могут сделать, — это, для начала, показать друг другу свои увечья, провалы в познаниях, что приведет к неизбежному и плодотворному сотрудничеству. Единственное превосходство философа (раз уж мы никак не можем избавиться от досадной привычки судить, кто лучше, а кто хуже) состоит в его умении лавировать между объектами, не нанося им большого урона. Свойственный философу способ мышления открыл ему нерв незнания, пульсирующий внутри любой науки, заставил осознать, что человеческое знание по сути, а не per accidens* произрастает из плодотворного и неискоренимого незнания, что, как бы много он ни знал, непознанного остается неизмеримо больше, а потому основу интеллекта у человека мыслящего составляют не позитивное знание, но парадоксальная чувствительность и просветленная настороженность, позволяющие ему вскрывать, словно по волшебству, все новые и новые области своего незнания. Вот почему, а отнюдь не из любви к красивым словам, я вслед за Николаем Кузанским утверждаю, что лучшее из знаний — это docta ignorantia, то есть ученое незнание.
 
Благодарим:
gq-quest.ru и клуб вулкан это заведение доносящее наслаждение от игрового процесса.
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея