ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

4

ошибочного допущения, почти во всем противоречат очевидному, отчего у читателей сводит зубы, как от скрежета железа по стеклу. Правда же состоит в прямо противоположном. Вплоть до последней трети XIX века испанская живопись пребывает в жалком состоянии духовной нищеты и несостоятельности, а с точки зрения техники она просто вопиюще неуклюжа. Взять, к примеру, неизбывную неспособность испанца к рисунку (к чему мы еще не раз вернемся), неспособность, ставшую фактом истории, ибо неизменность этого качества не позволяет приписать его простой случайности. А ведь рисунок (традиция и школа хорошего рисунка) — это фундамент, на котором покоится все здание живописи, даже если последняя ставит перед собой задачу его уничтожить. Можно даже сказать: рисунок — это сознание живописи, та ее составляющая, которую в человеке мы назвали бы чувством ответственности. Когда живописи той или иной страны недостает опоры на школу рисунка, все ее детища страдают болезненной нерешительностью, безволием, беспомощностью и неискоренимой неловкостью. Наступает этап патологического распухания всех ее форм, которые становятся подобны аэростатам, болтающимся на ветру.

Итак, я спрашиваю: прежде чем писать новую историю испанского искусства, историю, которая заслуживала бы затраченных усилий и не была бы очередной нелепицей, не стоит ли вывернуть наизнанку уже существующую? Не следует ли взять за отправную точку следующий парадоксальный факт: испанская живопись, как правило, дурна, но Испания произвела на свет нескольких величайших художников. Наши историки искусства в отдельных случаях были вынуждены признавать его очевидность, однако никогда не превращали его в основополагающий принцип истории нашей живописи в целом*.

История — всегда история чьей-нибудь жизни. Произведения искусства не рождаются из воздуха, они осколки человеческих жизней, а потому живут собственной жизнью. Человеческая жизнь — драма, а значит, любая история лишена прочного методологического основания, если она не вскрывает глубинного сюжета той пьесы, которая только и придает ей жизненную силу и динамизм. Речь идет совсем не о том, чтобы украшать историю надуманными страстями. Нет, драматизм является интеллектуальной, а в конечном счете научной и методологической необходимостью, это и есть сама история. Таков и наш случай. Нет смысла писать историю испанского искусства, воссоздавая на манер истории итальянского искусства его плавную эволюцию. Испанская живопись не имела эволюции как таковой, ибо развивалась не столько сама по себе, сколько за счет толчков извне. Ее
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея