ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

5

сюжет, с точки зрения как научной, так и драматической,- должен скорее отвечать на следующий вопрос: каким образом в нашей стране, где бездарны не только художники, но и публика, могло родиться несколько гениальных художников? С самой первой своей страницы история испанской живописи должна решать эту проблему. Наименее важным результатом признания нашей художественной несостоятельности станет верность фактам. Гораздо важнее следующее. Первое: будет восстановлена справедливость по отношению к тем редким фигурам, которые оправдывают самое существование истории испанской живописи. Второе: даже если оставить в стороне вопрос о справедливости и несправедливости, мы, наконец, сможем объяснить столь чудесное появление наших великих живописцев. Третье: мы сможем оценить их достоинства и значение. Четвертое: станут видны их недостатки и ограниченность. Последнее исключительно важно. Человеческая природа — а другой мы не знаем — имеет свои пределы. Тот, кто не видит своей ограниченности, своих недостатков, не может по-настоящему увидеть самое себя, а значит, и свои достоинства и таланты. Это утверждение, справедливое в отношении каждого, вдвойне справедливо, когда речь идет о наших великих художниках, потому что, за исключением Веласкеса — да и тут не обойтись без оговорок, — наши выдающиеся живописцы обязательно несут в себе нечто нелепое, неуклюжее, "буржуазное", деревенское, филистерское, антихудожественное — называйте как хотите. Отрицать или не замечать эту особенность не только бесполезно, но и пагубно, так как она является неотъемлемой частью природы этих людей и их творений; губительная сама по себе, она придает им эстетическую ценность, это та хромота, которая становится самой сутью их величественной поступи. То же самое происходит с нашими великими поэтами. Вот почему постижение Гойи должно начаться с обнаружения всего грубого и неуклюжего, что в нем есть; поступить иначе — значит заранее отказаться от успеха, закрыть глаза на самую удивительную особенность его гения.

МАЗОК — ЭТО НАМЕРЕНИЕ

Мы видим нечто новое — скажем, картину. Однако смотреть — еще не значит действовать, это процесс, в который мы вовлечены. Первое же наше самостоятельное действие, которое мы совершаем после того, как увидели картину, чрезвычайно любопытно: мы озираемся вокруг, ища в нашем окружении, будь то разговоры или книги, каких-нибудь слов, суждений, которые могли бы нам что-нибудь сообщить об этом новом для нас объекте. Таково наше первое, почти что инстинктивное, движение, вскрывающее тем не менее нечто поразительное. Оказывается, человек надеется найти все необходимое — в данном случае объяснение — здесь, под рукой,
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея