ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

6

в своем мире. Как будто мир готов поделиться с человеком всем, что в нем есть! Как будто мир хорош и уютен! Не правда ли, поразительно? Многочисленные страдания, разочарования, удары судьбы, преследовавшие человека на протяжении тысячелетий, не искоренили его изначального оптимизма. Этот простой факт имеет значение, которое трудно переоценить. Ведь у человека есть множество причин, чтобы не быть оптимистом, и ни одной, чтобы быть тем стихийным оптимистом, каковым он является.

Я затронул эту тему, потому что меня всегда удивлял первобытный оптимизм Гойи. Так вот, каждый раз, посмотрев на картины, гравюры, рисунки Гойи, я, как жаждущий, припадал к полкам библиотек. Я был уверен, что о Гойе написано множество книг. Ведь если в мире и существует художник, обладающий особой притягательностью, так сказать "sex-appeal"*, для авторов всех мастей, то это несомненно Гойя. Все его творчество производит ни с чем не сравнимый веселящий эффект, пьянит даже самого отъявленного интеллектуального аскета. Мощный, проницательный, пытливый ум истинного ученого всегда устремляется к самой трудной и неразрешимой проблеме, не замечая ее острых, смертоносных рогов. (Не случайно древние изображали проблему в виде быка!) Эссеист тонет в потоке противоречивых намеков, щедро изливающемся с полотен и гравюр Гойи, исследователь же, зачарованный тайной жизнью человека, имя которому Гойя, надеется со временем разгадать ее загадки.

Итак, меня каждый раз поражала скудость и немногочисленность исследований, посвященных Гойе. Если же от количества перейти к качеству, то можно обнаружить нечто еще более удивительное. У меня нет ни права, ни причин оценивать качество трудов, посвященных художнику. Интересно другое: во всей, пусть немногочисленной библиографии, посвященной жизни Гойи, нет ни одной попытки его понять и сделать понятным для читателя. Я ни в коем случае не намерен критиковать исследователей его творчества: такая критика лишена какого бы то ни было смысла. Хочу лишь обратить ваше внимание на сам факт. А ведь если и есть художник, взывающий к разгадке, то это Гойя. Эль Греко порождает такое же ощущение, особенно у людей, далеких от живописи. Однако причины тут другого, более поверхностного, свойства. Неискушенному зрителю трудно сразу понять Эль Греко из-за довольно причудливого языка его форм. Строго говоря, речь идет о своеобразном арго — стиле позднего итальянского маньеризма. Стоит лишь освоить грамматику формалистского "экстремизма" Эль Греко, как он становится одним из самых ясных, "прозрачных" художников. Более того (рискну показаться непоследовательным), временами он бывает весьма беден. Другое дело Гойя: он кажется понятным, но за видимой ясностью всегда кроется загадка, тайна.

Обратимся к книге Майера, которая, хотя и вышла в 1925 году, является последним полным обзором жизни и творчества художника. Оставим в
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея