ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

7

стороне реестр произведений Гойи, результат кропотливого труда, который, несмотря на некоторые неточности, ничуть не утратил своей научной ценности, и сосредоточимся на самом исследовании. Биография Гойи у Майера неразрывно связана с анализом самых разных сторон его творчества. Он часто говорит о художниках, которые могли оказать влияние на Гойю, но проявляет странную нерешительность, не желая брать на себя ответственность за сказанное. Подмечая, порой весьма точно, отдельные особенности стиля, Майер, однако, не делает даже слабых попыток рассмотреть их как единое целое, обрисовать фигуру мастера, дать формулу его искусства. Вот почему он так далек от определения "истоков" Гойи.

Итак, перед искусствоведом стоит задача вскрыть сокровенное единство, в котором органически сплелись все составляющие творчества Гойи. Он обязан объяснить нам, как может один и тот же человек и художник быть автором картона к гобелену "Торговец горшками", где он грезит о лучшем из возможных миров, и умертвить стены собственного дома, покрыв их чудовищной мазней — своими "черными картинами". Уклоняться от этих вопросов — значит избегать настоящего разговора о Гойе.

Мне бы хотелось призвать наших исследователей искусства взять на себя эту нелегкую миссию. Кому, как не им, дерзать? Но прежде им необходимо изменить свое представление о том, что такое история. Не существует истории без дат и фактов. Но история состоит не только из дат. Факты сами по себе тоже еще ни о чем не говорят. Они должны, во-первых, будить наше воображение, порождать гипотезы, способные объяснить, истолковать их, а во-вторых, подтверждать или опровергать эти гипотезы. Зрелость, достигнутая прикладными историческими дисциплинами, лишила историю последнего предлога, чтобы, наконец, не сделать решительного шага и не утвердиться на правах подлинной науки. Этот шаг, позволивший преодолеть эмпиризм большинству наук, состоит в применении гипотетического метода.

В нашем случае речь идет о том, чтобы вообразить, кто такой Гойя. Именно "вообразить". Конечно, нельзя полностью игнорировать факты, но так же ошибочно только ими и ограничиваться. Пусть они послужат своего рода костяком, на который наша фантазия нарастит плоть и кровь. Я так и слышу возражения: "Но это всего лишь домыслы!" Конечно, а что же еще? Что такое наука, как не фантазия? Разве не являются вымыслом такие научные понятия, как точка, линия, поверхность, объем? Математические науки относятся к сфере чистой фантазии, но фантазии точной. Более того, самой своей точностью они обязаны фантазии. Чувственный опыт не дает нам представления о точке или линии. В таких науках, как физика или история, факты сковывают и в то же время питают воображение. Исторический труд, в котором достоверные факты соседствуют с воображаемыми, не подтвержденными документально, презрительно называют "досужим вымыслом". Это так, если речь идет об историческом романе. Я же,
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея