ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

9

БЕЗРАЗЛИЧИЕ К ТЕМАМ

Прежде всего, как мне кажется, необходимо окинуть взглядом наследие художника во всей его целостности. "Это прописная истина", — возразит недоброжелательный, упрямый читатель, для которого чтение — хороший повод побрюзжать и который, если пользоваться экономической терминологией, ищет, куда бы инвестировать накопившийся у него изрядный запас раздражения. Такой читатель вызывает у меня искреннее восхищение. Всю свою жизнь я не перестаю сражаться с ним. Он груб и не желает вникать в то, что читает. Ему просто необходимо поносить автора. Бесполезно рассчитывать на то, что, прочитав еще несколько абзацев, он обнаружит, насколько мысль писателя отличается от того вздора, который он сам взлелеял в своей голове. Он так и не обучится сдержанности, не поймет, что автору надо дать возможность сыграть свою игру и, наконец, высказать то, чего читатель никак не ожидает. Он берется за книгу, будто выходит на охоту, откуда возвращается, волоча за собой кровоточащие останки автора.

Итак, прежде всего необходимо иметь перед глазами не отдельные произведения художника, а все его творчество как единое целое. Однако и теперь еще не время рассуждать о стиле мастера, его истоках и развитии. Речь идет об очень простой, но важной задаче: составить перечень тем, которые затрагивает и, что не менее важно, которых не касается художник. Последний чаще всего избегает тех или иных тем неосознанно. Он — "человек своего времени", и эпоха решает за него. Однако среди тем, предлагаемых временем, автор производит собственный отбор, и характер этого отбора высвечивает первую из наиболее трудных проблем: как он воспринимает свое дело, что для него значит "быть художником". Повторяю, мы пока не пытаемся исследовать язык его живописи. Подобно тому как растение уходит корнями в почву, стиль художника коренится в его представлении о своем деле*.

Например, Веласкес в зрелом возрасте не считал живопись профессией, поэтому не брал заказов и не изображал то, что обычно интересовало художников его времени. Достаточно припомнить содержание всего, что он когда-либо писал, чтобы прийти к непреложному выводу: у Веласкеса не было призвания к живописи. Факт поразительный, но не подлежащий никакому сомнению. Как только у нас возникает эта мысль, сразу же становится понятно, почему его наследие так немногочисленно, почему в его творчестве отсутствуют или искажаются** самые популярные темы эпохи, по каким причинам художник часто оставлял свои картины незавер-
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея