ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

10

шейными и многое другое, имеющее более существенное значение, но требующее отдельного обстоятельного разговора.

Гойя является абсолютной противоположностью Веласкесу. Он пишет на все темы — божественные, человеческие, инфернальные, фантасмагорические — без исключения, берется за религиозные картины, аллегории, "перспективы" (Сан Антонио де ла Флорида), забавные гравюры и даже карикатуры. Я часто задаюсь вопросом, не эта ли всеохватность Гойи мешает исследователям его творчества понять его в органическом единстве.

Как же все-таки объяснить ту ненасытность, с которой Гойя поглощает поток современных ему тем? На мой взгляд, причин может быть несколько. Во-первых, Гойя считал свои возможности неограниченными, что не всегда соответствовало действительности. Вульгарность большинства его религиозных картин, банальность аллегорий свидетельствуют о том, что ощущение многогранности своего таланта для Гойи вовсе не означало необходимость проявлять оригинальность или искать тему, соответствующую строю его личности. Что же такое для Гойи сознание собственной универсальности? Мне кажется, что до сих пор не отдается должного одному важному достоинству, которым Гойя обладал в полной мере и которое составляло предмет его особой, переходящей в подлинную манию гордости, -- - невероятному, почти не ведающему границ мастерству, владению любой техникой живописи, гравюры, рисунка — в общем, тому, что зовется "ремеслом". Всю свою жизнь он озабочен тем, чтобы овладеть всеми возможными в двухмерной реальности способами самовыражения. Более того, в этой области он безусловно оригинален. Его стенные росписи — удивительная смесь техники фрески и темперы, а гравюры сочетают в себе офорт и акватинту. Прошло всего несколько лет с тех пор, как Зенефельдер изобрел литографию, а, Гойя, уже старик, работает в этой технике. При создании картин он использует кисть и карандаш^ особые палочки собственного изобретения, шпатель, нож и губку. Наверное, у него было много других "тайн ремесла", о которых его современники — великие невежды в живописи, грезившие о преобразовании мира и потому не замечавшие того, что находится у них прямо перед глазами, - - даже не догадывались и которые так и останутся нераскрытыми.

Таким образом, можно предположить, что Гойя расценивал труд художника как ремесло высшей пробы. Для того чтобы проникнуть в мир Гойи, необходимо на время забыть тот образ художника, к которому приучили нас романтики. Он совершенно бесполезен в нашем случае. Начиная с конца XVII века социальный статус художника снижается, и в первую очередь в Италии, которая вплоть до XIX столетия во всех отношениях служила образцом для европейской живописи. Сальватор Роза (1615—1673) и Рубенс по своему общественному положению еще могли соперничать со знатью, но начиная с 1680 года место художника в социальной иерархии существенно меняется. Одновременно происходит духовное обнищание художника, который вырождается в простого ремесленника, если хотите, аристократа от
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея