ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

11

ремесла; резко падает уровень его образования и интеллекта, что сближает его труд с грубой физической работой. Так, письма Гойи скорее напоминают нам письма краснодеревщика*.

Великое многообразие тем в работах Гойи открывает нам еще одну сторону его творчества -- подход от противного. Большую часть жизни Гойя — ни прямо, ни опосредованно — не имел к своим темам ни малейшего отношения. Но позже в нем вдруг лопаются почки сокровенного, глубоко интимного вдохновения, почти маниакального интереса к сюжетам, которых ему никто не заказывал и от которых он получал явное удовольствие. Как мы увидим позже, это было не чем иным, как тягой к "противоположному", причем столь сильной, что, если филолог удосужится пояснить нам значение "каприччо" для Гойи — слова, постоянно мелькающего в его переписке и названиях картин, — станет очевидным, что для него оно означает все, стоящее за рамками ремесла живописца. Смысл, приобретенный позднее "капризами" Гойи, не должен затмевать ни изначального облика его личности, ни его отношения ко всем проявлениям жизни, включая и само ремесло.

Не знаю, заметил ли кто другой, что в отношении Гойи кх своим сюжетам есть нечто одновременно забавное и тревожное, о чем свидетельствуют сами его картины. Я имею в виду необычную отстраненность его личности (и личности художника тоже) от темы. Не от картины, а именно от темы. Отображаемые им объекты — предметы или люди — не вызывают в нем ни особого интереса, ни участия, ни человеческого тепла, которые так или иначе неминуемо перешли бы от художника на полотно. Он просто помещает их перед собой, а затем переводит на язык кисти — одних тщательно, других с ужасающей небрежностью. В картинах, написанных им motu proprio** — психиатрические лечебницы, исправительные заведения, маскарады, казни, расстрелы, кораблекрушения, сцены ужаса. Его интерес как бы однобок: он создает их лишь потому что, с общечеловеческой точки зрения, они несут отрицательный заряд.

Подобное отсутствие живого участия к существам, которых он пишет, является одной из неповторимых черт его стиля. Общепризнанно, что, попадая на полотно Гойи, человеческое существо ipso facto*** превращается в куклу-марионетку, легко заменяемую другой. Нет лиц, есть только маски. Отсюда еще одна особенность картин Гойи, великолепно подмеченная Майером: в них нет героя. В них все вымерено, выровнено и превращено в заурядную деталь композиции. Герой у Гойи — сама картина.
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея