ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

12

С утомительным однообразием принято рассуждать об импульсивности Гойи, о человеческом тепле его живописи, но я ничего этого не вижу. Предпринимались также вымученные попытки представить Гойю прототипом истинного испанца, основой чему служила схема преувеличенно самоуправного и легкомысленного испанизма. Таким образом, Гойю фальсифицировали дважды. Уникальный блеск живописных поверхностей, сияние, превращающее их в жемчужины, напоенные светом и цветом, чаруют (в том числе и физически) наше зрение, но еще не говорят ни об импульсивности, ни о чувстве. Ювелиру чужд трепет эмоций. Что же касается разрушения форм, ухода от традиции налагать слой прозрачной краски для смягчения тонов, простоты мазка, характерных для позднего творчества Гойи, то — вот ведь совпадение! — все это в те же годы появляется по всей Европе, начиная с Англии. Это так называемая "свободная манера", которой суждено воцариться в XIX веке.

Широчайшая тесситура его тем не означает, следовательно, ни упоительного вдохновения, ни особой чувствительности. Напротив, она свидетельствует о том, что Гойя, подобно прочим испанским художникам своего времени, заперт в тесных рамках каждодневного труда, как простой чиновник, выполняющий рутинные поручения. Ничто не извращает понимания Гойи так, как предположение о том, что он был одержим идеей "гениальности" живописного ремесла. Самое интересное — проследить, как в его творческом "я" повседневность ремесла время от времени нарушалась "капризами". Их-то последующий век и назовет "гениальностью"*. В Гойе — ив его живописи прежде всего — периодически вспыхивает романтизм, с характерной для него смутной, конвульсивной навязчивостью представлений о мистических и "демонических" силах, таящихся в недрах человеческого существа.

ГОЙЯ И НАРОДНОЕ НАЧАЛО

Гойя родился в деревне, и не просто в деревне, а в деревне арагонской, то есть в самом настоящем селе. Он почти не получил никакого образования. Живописи обучался в Сарагосе, где его окружали люди того же происхождения, что и он. В Испании не было художников, прошедших сколько-нибудь приличную школу живописи. Скудными были и навыки ремесла, полученные Гойей; ему так никогда и не удалось преодолеть ту некоторую неуверенность, которая поражает нас в нем больше всего:
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея