ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

15

Теперь же пусть читатель представит себе, как тенденция эта, расширяясь, переходит с языковых форм на наряды, жесты, танцы, песни и развлечения. И вот мы уже говорим не о лингвистике, а о всеобщей истории нации. И если мы вообразим, как обычная игра в подражание вдруг приобретает черты страсти, безудержной и необычайной, становится настоящим безумием, превращаясь в основную движущую силу испанской жизни второй половины XVIII века, тогда-то мы и получим описание значительнейшего явления нашей истории, которое я обозначил словом "плебеизм". Я никак не могу понять, как случилось, что явление это совершенно не было замечено и изучено так, как оно того заслуживает. Масштабы его --попротяженности во времени и динамике развития — огромны, воздействие простирается вплоть до начала нынешнего века: люди моего поколения в полной мере ощутили на себе его влияние в юношеские годы; к тому же я не думаю, что можно встретить нечто подобное в истории других народов. Повсюду нормой было явление как раз противоположное: низшие классы восторженно взирали на стиль жизни аристократов и всячески старались подражать ему. Произошедшее искажение нормы поистине невероятно. И именно это искажение определит жизнь многих поколений испанцев. Простой народ жил, увлеченно следуя выработанным им самим правилам игры, осознавая это и испытывая неописуемый восторг, при том совершенно не оглядываясь на аристократов и уж ни в коей мере не пытаясь подражать им. В свою очередь, знать лишь тогда ощущала себя довольной, когда ей удавалось отделаться от собственных привычек и погрузиться в мир толпы. Не надо преуменьшать значение данного факта: плебеизм стал тем рецептом счастливого существования, который изобрели для себя наши предки в XVIII столетии. Сколько же невероятных и необычайных событий должно было случиться в Испании, начиная с конца XVII века, чтобы через полстолетия возникло такое неслыханное по своим масштабам явление? Однако все это прошло совершенно незамеченным историками. Но оставим в покое собственно истоки явления и сосредоточимся на его трех основных компонентах.

Первый из них — костюм и украшения жителей Мадрида и центральных городов Андалусии. Наряд же требует соответствующих жестов и поз, особого рисунка тела и мелодики движений, других слов и выражений, иного способа их произношения.

Трудно даже представить себе, какой упадок переживала испанская аристократия во второй половине XVII века. "У нас не осталось умов" так писал граф-герцог в одном из официальных документов,(. позже эти слова повторит Филипп IV, когда, отстранив Оливареса, примет на себя всю полноту власти. Почитайте "Письма иезуитов", относящиеся к этому периоду, и вы убедитесь, насколько ясно осознавали испанцы того времени ничтожность своей знати*. Аристократия утратила всякую созидающую энергию. Она оказалась не только не способной к политике, управлению страной и ведению военных дел, но даже задача обновить или хотя бы умело поддержать принятые формы повседневного существования была ей не под силу. Тем самым она утратила важнейшую функцию любой аристократии — быть образцом для подражания. Народ, оставшийся без образцов и примеров, внушенных и подсказанных сверху, почувствовал себя беспомощным и покинутым. Именно тогда вновь проявилась удивительная способность самых низов нашего народа жить, полагаясь только на себя, черпая силы из своих внутренних источников. Я называю ее удивительной,
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея