ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

16

так как на самом деле она встречается намного реже, чем можно было бы предположить. С 1670 года испанское простонародье начинает жить, обратившись внутрь самого себя. Не пытаясь искать образцы вовне, народ принялся постепенно воссоздавать и стилизовать собственные, традиционные формы*. Тот язык поз и жестов, который отличает испанцев двух последних веков, и есть результат этой стихийной, повседневной, длительной работы. Он имеет, на мой взгляд, одну совершенно неповторимую особенность: непосредственность движений и жестов, столь естественная для всего народного, оказывается стилизованной. Пользоваться этим языком не значит просто жить, но жить "в образе", существовать "в определенном стиле". Народ наш сотворил себе как бы вторую природу, определяемую эстетическими критериями. Репертуар ежечасно используемых линий и ритмов составил своего рода словарь, стал тем ценнейшим материалом, из которого вышли народные искусства. Это будет стилизация вторичная, вполне осознанная, она возникнет на основе первой, закрепленной в жестах, движениях и речи. Пример тому - - два других значительных явления мощной волны "плебеизма", охватившей почти всю Испанию к 1750 году. Речь идет о двух высочайших художественных творениях нашего народа тех лет — театре и бое быков.

То, что мы называем корридой, имеет мало общего с древней традицией боя быков, в котором участвовала знать. Именно тогда, на исходе XVII века, когда, на мой взгляд, испанский народ начинает жить собственной жизнью, мы впервые сталкиваемся с довольно часто встречающимся в документах и письмах словом "тореро". Так называли простолюдинов, разъезжавших в составе пока еще малопрофессиональных групп по городам и селеньям. Это еще была не та коррида, что представляет собой четко выстроенное и согласованное действо, подчиняющееся эстетическим законам и художественным нормам. Процесс формирования протекал медленно. Понадобилось более полувека, чтобы в 1740 году бой быков предстал подлинным произведением искусства. Я не буду здесь разбираться, почему все шло так медленно и почему художественное моделирование закончилось именно тогда, это уведет меня в длительные рассуждения. Так или иначе, в сороковых годах уже появляются первые организованные "квад-рильи", которые, получая быка из загона, выполняют предусмотренный, с каждым днем все более отточенный ритуал и возвращают быка убитым "по всей форме". Подобное зрелище произвело в Испании эффект всепоглощающий и ошеломляющий. Несколько лет спустя правительство будет озабочено тем безумием, которое вызывала коррида во всех слоях общества. Свидетельство тому мы обнаруживаем в бумагах Кампильо, выдающегося политика того времени, где он пишет о своем огорчении по поводу известия, что в Сарагосе бедняки готовы заложить последнюю
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея