ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

18

карикатурный тому пример. Под вековой пылью нашего барочного театра рядом с кучкой бездарных драматургов, наводнивших сцену, начиная с 1760 года появляется целая плеяда блистательных актрис и талантливых, одаренных актеров. Все они, за редким исключением, выходцы из народа. Актрисы не только владели искусством декламации, они прекрасно танцевали и пели. Своей популярностью театр целиком обязан актерам и актрисам, сменяющим друг друга на подмостках сцены с 1760 года до начала XIX столетия. Актрисы же, благодаря блестящим внешним данным, явили собой зримое воплощение испанской женственности. Их природные изящество и грация пленяли и покоряли зрителей. Их усилиями театр стал своего рода тройничным нервом национальной жизни. Их популярность была безгранична. Предметом всеобщего обсуждения становилось не только совершенство их сценического искусства, но и мельчайшие детали личной жизни, известные, казалось, всем и каждому. Обаяние личности этих дивных созданий выходило за рамки сцены, они царствовали на мадридских улицах, городских праздниках и гуляниях. Самые знатные из аристократов были увлечены ими — так, герцог Верагуа воспылал страстью к Марии Ладвенант, герцогини окружали их всяческим вниманием, бедняки же по вечерам устраивали настоящие побоища, настаивая каждый на превосходстве своего кумира. То же самое, но в меньшей степени происходило и с актерами. Страсти, охватившие великосветских дам, бушевали так сильно, что многих актеров приходилось просто высылать из столицы*.

Я уже сказал, что преимущество комедиантов над драматургами доходило до смешного, до карикатуры. Этот вывод не случаен, театр действительно целиком держался за счет актрис и актеров, причем зрителей совершенно не волновало их профессиональное искусство, их больше привлекали фигуры самих актеров. Все перевернулось: драматурги списывали своих персонажей с самих исполнителей. Так делал и драматург, в течение двадцати лет царивший на нашей сцене, дон Рамон де ла Крус. Случай с этим драматургом, сочинившим множество сайнете, сарсуэл, лоа, тонади-лий, хакар, переводившим в угоду "французской клике" итальянские и французские трагедии, — наглядный пример ошибки, которую могут совершить историки. Самые знаменитые его сайнете с литературной точки зрения почти ничего собой не представляют, более того, они и не претендовали на то, чтобы стать поэтическими шедеврами. По замыслу и воплощению его пьесы чем-то напоминают кинематографический сценарий: событийная канва являлась основой блестящих актерских импровизаций. Кончилось все тем, что персонажами стали сами комедианты. Негодованию приверженцев французского вкуса
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея