ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

19

не было предела. Вот что писал Саманьего: "В конце концов, устав сочинять, поэты доверили свои идеи комедиантам, и, создавая иллюзию правдоподобия, Гарридо, Тадео и Ла Полония поют нам со сцены о своей любви, своих мечтах, тревогах и безумствах"*.

Учиться у знати было нечему, образцы для подражания искали теперь на театральных подмостках. "Кто сомневается, — продолжает Саманьего, — что именно этим образцам (театральным) мы обязаны дурным пристрастием к щегольству даже самых блестящих придворных... пристрастием к шутовским нарядам и манерам махо?"**

Мне пришлось, хотя и довольно бегло, обрисовать эту тягу к простонародью, ставшую поистине "единой душой" мадридского общества к моменту приезда Гойи в столицу. Попытаемся теперь уяснить себе, что же представляет собой на самом деле приверженность Гойи к национальным обычаям и традициям, является ли она свойством его личности, как пытались утверждать. Ведь человека определяет то, каким он оказывается при соприкосновении с устоявшейся системой норм и правил того общества, в котором он живет. Но чтобы наш вывод не оказался ошибочным, надо внести одно существенное дополнение. Может показаться, что низовые, плебейские формы просто где-то существуют и отыскать их по силам лишь тому, кто относится к предмету с особым рвением; на самом деле все обстояло совсем иначе.

И хотя общество пребывало в основном в состоянии блаженного покоя, вторая половина XVIII века была отмечена небывалым всплеском страстей. Все воспринималось необычайно остро, переживалось горячо и восторженно. Люди не просто ходили в театр и на бой быков, весь оставшийся день они ни о чем другом не могли разговаривать. Более того, они ссорились и спорили, ибо зрелища проникали все глубже в души людей, заставляя закипать страсти. Когда Ла Тирана высочайшим повелением была вызвана из Барселоны представлять в мадридских театрах и муж отказался выслать ей наряды и украшения, ее высокопоставленная поклонница, герцогиня де Альба, предоставила в распоряжение актрисы свой гардероб. И тут же герцогиня де Осуна, соперничающая с ней, делает такой же подарок своей любимице Пепе Фигерас, блиставшей в сайнете.

Избежать этого было невозможно. Даже если простонародье ничем вас не привлекало, дух его буквально пронизывал все существование. Так возникло одно любопытное явление. Испания оказалась поделенной на две партии: приверженцы одной, большая часть нации, преклонялись перед всем народным, воспринимали его с энтузиазмом и горячностью; к другой принадлежало несколько немногочисленных групп, куда входили наиболее влиятельные лица — политики, государственные деятели, ученые. Эти люди
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея