ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

21

улицу. Картина задумана как чисто декоративная, и, если рассматривать ее в качестве доказательства увлечения Гойи искусством боя быков (похоже, что центральная фигура на картине - - автопортрет художника), тогда пришлось бы признать, что в то время Гойя ничего не смыслил в re taurina*. Ничего не известно и о его отношениях с миром театра. В конце 1790 года он посылает своему другу Сапатеру несколько народных песен (тиран и сегидилий). "Ты получишь огромное удовольствие, слушая их, — пишет он другу. — Я еще не слышал их и, вполне вероятно, никогда не услышу, ведь я уже не бываю в тех местах, где поют эти песни; мне пришло в голову, что я обязан придерживаться некой определенной идеи и блюсти некоторое достоинство, подобающее человеку, чему, можешь мне поверить, я не слишком рад".

Слова эти, как мне представляется, самое ценное из всего, что сказал о себе Гойя. Задумаемся над тем, что эти слова хотят нам сказать, и над тем, что они говорят, сами того не желая. Первое: для Гойи вполне естественно и очевидно, что, посылая своему другу, человеку глубоко провинциальному, спокойному и благонамеренному, подобные новомодные песенки, он доставит ему несомненное удовольствие. А это значит, что в провинции стремились не отставать от модных веяний Мадрида. Второе: за те пятнадцать лет, что Гойя провел в Мадриде, он, как и все, не раз отправлялся послушать эти песни туда, где собиралась подражающая простолюдинам публика. Сказанное не относится к театрам, хотя у него вроде бы не было повода не ходить туда. Так или иначе, данный документ самое значительное доказательство народных пристрастий Гойи, самое значительное и в то же время ничтожно малое. По сути своей, это все, что мы знаем о предполагаемой веселой жизни Гойи, которая не оставила даже малейших следов ни в более или менее правдоподобных историях о нем, ни в его будущих произведениях. И третье: Гойя сообщает нам о происшедшей с ним перемене, перемене, затронувшей и его личность, и образ жизни. Получается, что теперь у него есть "идея", идея требует "соблюдать некоторое достоинство", достоинство же есть нечто "подобающее человеку". Что же произошло с неотесанным арагонским парнем на пятом десятке?

Речь идет об истинном обращении. Только из чего и во что?
Эти пятнадцать решающих лет жизни Гойи я представляю себе так.
Он поселяется в Мадриде в 1775 году, будучи двадцати девяти лет от роду. До этого в Сарагосе и в Италии он живет заурядной жизнью обычного мастерового. В Италии Гойя увидел не больше, чем любой молодой художник того времени. Знакомство с итальянской живописью не оказало на него сколько-нибудь значительного влияния. Его картина 1781 года из храма св. Франциска Великого показывает с достойной сожаления очевидностью, что художественная атмосфера Рима была воспринята им не слишком глубоко. В Мадрид он приезжает без вдохновения, без творческих замыслов, собираясь просто заниматься своим делом, чтобы заработать себе на жизнь. Здесь он ведет ничем не примечательный образ жизни; почти ни с
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея