ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

22

кем не общается, кроме собратьев по ремеслу, среди которых нет ни талантливых живописцев, ни ярких личностей. Создается ощущение, что вплоть до 1783 года он пишет только эскизы для гобеленов королевской мануфактуры. Исключение составляют фрески для собора Святой Девы дель Пилар и картина "Проповедь св. Бернардина", выполненная для храма св. Франциска Великого. Должно быть, картины его не пользовались спросом. Вельможи обычно заказывали портреты Менгсу, Вертмюллеру, другим иностранцам. Гойя принадлежал к большой группе придворных художников, ничем особенным не выделяющихся. Годы тянулись медленно и тяжело. Он трудно приспосабливался к суете мадридской жизни. В его возрасте легко завязываются многочисленные случайные знакомства, обычно весьма прочные и приятные, но он ни с кем особенно не сближается. Кто бы что ни говорил, Гойя не дружит с тореро и не завязывает романов с актрисами. Как любой ремесленник, он занят монотонным повседневным трудом. Единственное, что заботит его - - желание пробиться наверх, выделиться, сделать так, чтобы его заметили. Наконец, в 1783 году он получает заказ на портрет Флоридабланки. Надежды, рожденные близостью к лицу, облеченному властью, показывают, насколько беспомощным чувствовал себя Гойя все предшествующие годы. Флоридабланка не осуществил его надежд, да и покровительствовать художнику тоже не спешил.

Однако картоны, хоть и медленно, все же делают художнику имя. Примечательно, что первыми им заинтересовались самые известные архитекторы: Сабатини, Вильянуэва, Вентура Родригес. Именно последний помог Гойе получить заказ на портрет инфанта дона Луиса, что потребовало в том же году отъезда художника в Аренас де Сан Педро. Спустя некоторое время Гойя начинает писать портреты именитых людей своего времени, и одним из первых будет портрет архитектора Вентуры Родригеса. Портреты станут тем попутным ветром, что вынесет Гойю в открытое море. В 1786 году он получает звание первого живописца короля.

К 1790 году меняется социальное окружение Гойи, а с ним и он сам. Он заводит знакомства и общается с самыми знатными аристократами и в то же время с писателями и государственными деятелями, сторонниками Просвещения. И те и другие стали для Гойи настоящим открытием. До этого он жил так же, как жили тогда, да и в прежние времена, почти все испанцы — какой-то растительной жизнью, по инерции, как бог на душу положит. Теперь перед ним люди, живущие совсем иной жизнью: существование для них значит постоянное совершенствование, умение обуздывать свои страсти, стремление воплотить в себе некий идеальный образ. Для этого необходимо бдительно пресекать все естественные порывы и без устали критиковать все обыденное, привычное, все, что делается, потому что так принято. Деятели Просвещения выработали жесткий свод правил и предписаний. Их жизнь определялась прежде всего идеями. Гойя прислушивается к тому, что они говорят. Необразованный и не очень сообразительный, он не всегда до конца понимает услышанное, но улавливает нечто главное: нельзя поддаваться стихийным порывам, ни своим собственным, ни чужим, в жизни надо руководствоваться "идеей".
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея