ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

25

традиции, в которой человек существует как бы в полусне, как дремлет дитя в колыбели, и не сумел вписаться накрепко в определенность, именуемую разумом. Глупо думать, что можно бесконечно придерживаться традиции, но так же бессмысленно считать разум панацеей от всех бед, верить в то, что он не принесет новых несчастий. Часто забывают, что человеческая жизнь представляет собой сплошную опасность и преодоление ее неминуемо связано с риском.

И вот где-то в 1790 году — а я подозреваю, что тремя или четырьмя годами позже, — Гойя, к примеру, начинает писать портреты актрис и тореро, чего он не делал в прежние годы, когда будто бы был завсегдатаем веселых сборищ и гулянок. Как все это объяснят историки? Уточним и еще кое-что.

Гойя пишет всего двух тореро: братьев Педро и Хосе Ромеро. Портрет Костильяреса имеет весьма сомнительную атрибуцию, к тому же время создания картины и возраст ее героя не совпадают. Если принять во внимание время выступления на арене трех этих матадоров, особенно это касается последнего, можно предположить, что портреты были написаны самое раннее в 1790 году*. Тремя годами раньше Гойя познакомился с герцогиней де Осуна, поклонницей Костильяреса. Вспомните, что вся испанская жизнь того времени была сплошным соперничеством между "партиями" поклонников. В 1790 году он должен был быть знаком с герцогиней де Альба, во всяком случае завязать более близкие отношения с этой взбалмошной и безрассудной великосветской дамой. Так вот, герцогиня де Альба покровительствовала Хосе Ромеро**.

В 1794 году Гойя пишет первый из двух портретов актрис, портрет Л а Тираны. Почему он так долго ждал момента, чтобы воплотить образ этой бесподобной актрисы, каждое выступление которой заканчивалось дракой в театре? В том же самом году Ла Тирана умирает. Однако Ла Тирана пользовалась особым покровительством герцогини де Альба ... и "просветителей". Удивительная случайность! Гойя пишет первую актрису, воспитанную в традициях французской сцены. Она не играла в сайнетах, не исполняла тонадилий, она — трагедийная актриса. Когда муниципальный совет потребовал, чтобы она вступила в одну из "традиционных" трупп, она вынуждена была сообщить, что совсем не знает народного репертуара, не может работать с суфлером и в ее гардеробе костюмы только для трагедии. И действительно, с полотна Гойи на нас смотрит суровое бледное лицо с орлиным носом и пушистыми бровями, которыми непонятно почему он украшает многих своих персонажей, даже ангелов в церкви Сан Антонио де ла Флорида***. И почему, например, он совсем не пишет тех актрис, которые так же, как Гранадина, могли бы воскликнуть: "Мы из народа"
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея