ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

1

Каждый, кто попытается постичь истинный смысл того, что на самом деле являет собой Гойя, тут же ощутит на себе магическое воздействие легенды, окружающей его имя. Легенда о Гойе — наиболее любопытное порождение современного массового сознания и бесспорно заслуживает того, чтобы остановиться на ней подробней. С другой стороны, если мы не разделаемся должным образом с традиционным восприятием Гойи, существующим и поныне, его мифический призрак будет возникать на всех перекрестках нашего пути, во всех спорных моментах этого исследования его личности и творчества, мешая движению и размывая перспективу.

Когда спустя несколько лет после смерти Гойи впервые вспыхнул интерес к его картинам и гравюрам, подлинных свидетельств о нем осталось совсем немного. Это изумляет, но это так. Поневоле испытываешь грусть, что об одном из самых известных и знаменитых людей своего времени, стоило ему умереть, не сохранилось даже малого числа подлинных воспоминаний; что эта плодотворная жизнь, будоражащая наше воображение, могла настолько стереться из памяти, не оставив ни следов, ни отзвуков. Как ни поразительно, это вполне естественно для Испании. Испанца не интересует его ближний. Он лишь видит в нем, как в зеркале, отражение собственной жизни и не задумывается, что у ближнего его есть своя жизнь, быть может, увлекательная, значительная и неповторимая. Казалось бы, раз она чужая, мы должны испытывать удовольствие, созерцая ее, стремиться понять ее, ибо любая частная жизнь есть не что иное, как увлекательнейшая загадка. Отсутствие любопытства к человеческой судьбе объясняет тот факт, что у нас почти нет биографий, а если и есть, то им недостает выразительности и проницательности. Чтобы понять чужие жизни, нужно, чтобы многие поколения пристально вглядывались в них, подвергая их множеству различных интерпретаций, дабы эти усилия породили в коллективном сознании комплекс отточенных понятий и навыков, позволяющих понять жизнь ближнего. В противном случае все, что бы мы ни сказали о чужой жизни, будет грубо, если не лживо.

Так вот, о Гойе мало что знали даже сразу после его смерти. Но его творения, тревожащие нашу мысль своей причудливостью, настоятельно требовали воссоздать образ и жизнь художника, может быть, больше, чем

творения любого другого мастера. Неосознанное любопытство толкает нас на поискиТой тучи  что породила молнию. Испытывая буквально   ужас перед полным отсутствием достоверных сведений, люди были вынуждены придумать жизнь Гойи. Именно поэтому биографии Гойи вплоть до начала ньГшнего века, за редким исключением, являются ^^'Ттвор-ной мифологизации, доказывая тем самым, что способность « мифотвор честву по-прежнему составляет человеческую сущность. Специфика миф, Гогического мышления заключается в том, что оно трансформирует само явление в причину его, пытаясь объяснить это явление, вместо того чтобы воплотить его. Т» и получается, что биографии такого рода-™™?£ найти Гойю в персонажах его картин, портретов и рисунков. Жизнь Гойи таким образом, оказывается как бы слепленной с его персонажей. Когда же это невозможно сделать, скажем, в том случае, если изображена женщина, она без малейших колебаний объявляется возлюбленной художника.
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея