ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

1

Междумирие культуры, плодоносящий хаос, готовящий новый порядок вещей...
Фридрих Шлегель
 
В Испании самая революционная, самая полезная для освобождения умов работа—это критика. Надо вселить в каждою испанца беспокойство, инстинкт проверки, устремление, пусть даже неопределенное, к чему-то лучшему.
Пио Бароха
 
Летом 1820 года тридцатисемилетний Мари-Анри Бейль, бывший сублейтенант времен Маренго, бывший^аудитор Государственного совета при Наполеоне и военный комиссар французской интендантской службы в Германии, Австрии, России, уволенный в отставку после реставрации Бурбонов и с тех пор проживавший в Милане, смущая меттерниховскую полицию таинственными связями с неблагонадежными итальянцами, издавший две книги по истории искусства («Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Ме-тастазио», 1814; «История живописи в Италии», 1817), опубликовавший ряд журнальных статей (в том числе «Что такое романтизм?») и серию очерков «Рим, Неаполь, Флоренция», подписанную псевдонимом «барон де Стендаль, кавалерийский офицер», так вот этот самый Бейль-Стендаль писал трактат «О любви». Время как будто совершенно не соответствовало такому занятию—Европа, подавленная режимом реставраций и Священным союзом, внезапно пробудилась и озарилась огнями революций: Пьемонтской, Неаполитанской, Португальской, Испанской, Греческой, во Франции готовили восстание карбонарии, в России крепло движение будущих декабристов. . . Но несоответствие было кажущимся. Тринадцать лет спустя, уже при Июльской монархии, Стендаль пояснил, что его побудило обратиться тогда к исследованию «этой страсти, всякое искреннее проявление которой носит печать прекрасного» 1, желание отдать себе отчет в том, какие важнейшие, затрагивающие самые глубины человеческой личности перемены «свершились во французском характере в течение первой половины XIX века» под влиянием исторических сдвигов, начатых революцией 1789 года и с тех пор не прекращавшихся2. А в 1820 году, набрасывая план изучения форм этой страсти в зависимости «от образа правления и национального характера», Стендаль специально выделил пункт о государстве и обществе «в состоянии революции».
«Государство в состоянии революции, как, например, Испания, Португалия, Франция. Такое состояние страны, сообщающее всем сильные страсти, делает нравы естественными, разрушает всяческие предрассудки, условные добродетели, глупые приличия, делает молодежь серьезной и заставляет ее презирать любовь-тщеславие и пренебрегать галантностью.
Это состояние может длиться долго и определить душевный склад целого поколения. Во Франции оно началось в 1788 году (то есть накануне Великой французской буржуазной революции. — В. П.), чтобы кончиться бог весть когда» 3.
Мысль, высказанная Стендалем (и высказанная неоднократно4), необычайно глубока. В ней ключ к правильному пониманию сущности романтической эпохи, романтического типа сознания и искусства.
Отметим прежде всего тот факт, что в 1820 году—через тридцать с лишним лет после того, как совершилась сама Великая французская революция, от которой Стендаль вел счет современности, — писатель считает нужным говорить не о лосле-рево-люционном обществе, но о таком, которое по-прежнему пребывает в состоянии революции. Иными словами—об обществе, которое еще не закончило счетов со старым миром и еще не нашло окончательных форм собственного своего существования в мире новом, которое борется и ищет, обращаясь и в прошлое и в будущее, но не успокаиваясь на настоящем: настоящее для него — место встречи и спора прошлого и будущего, их противоборства и взаимного рефлектирования.
Стендаль подчеркивает далее, что французское, например, общество втянулось в это состояние давно и что только один бог знает, когда оно из него выйдет. Французская революция 1789 года—только завязка длительного периода перемен и переформирований, включающего как смены прогрессивных и попятных движений, так и сплетения их.

 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея