ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

2

Наконец, чрезвычайно существен пункт о том, что длящееся состояние революции может «определить душевный склад целого поколения», которое, таким образом, становится поколением не одномоментно пережившим революционный импульс, но с 1789 года переживающим революцию постоянно, живущим в ней, воспринимающим в ее духе и себя и весь мир.
Для такого поколения (или таких поколений, поскольку захватившее Европу в 1789 г. состояние революции продлилось в ней по крайней мере до 1848 г.!) нет ничего безусловного и завершенного ни в человеческой личности, ни в окружающей среде. Жизнь представляется ему нескончаемым процессом всеобщих изменений и превращений, разрушений, становлений, которые, может быть, и закончатся, но «бог весть когда». Очертания жизни колеблются, она пластична по отношению к человеческим стремлениям, но сами эти стремления в свою очередь изменчивы, неоднозначны, неоднонаправленны, ибо и человек находится в состоянии революции, в процессе переформирования. Личность, общество, мир—все метаморфично. В них совершается игра великих сил. Их судьбы многократно перерешаются, то открываясь в ослепительный свет, то проваливаясь в беспросветную тьму, которые и сами нынче сближены, сопредельны, сопряжимы. В сущности, человеческая личность «в состоянии революции» как бы балансирует между этими предельно сблизившимися полюсами судьбы, каждый из которых обладает могучим полем тяготения, каждый из которых тянет в свою сторону. Но полюсы эти также и накладываются друг на друга, образуя вокруг находящейся между ними души человеческой своего рода зону подвижного равновесия, где противоположности обретают некую драматическую гармонию, где рождается, следовательно, новый, уже не полярный принцип мировосприятия.
По нашему мнению, это и есть принцип мировосприятия романтического типа, решительно отличающийся от принципа мировосприятия эпохи Просвещения. То было основано на простом разделении жизни на готовые, себе довлеющие крайности — жизнь естественную, нравственно совершенную, разумно-правильную, добрую, прекрасную и жизнь неестественную, развращенную, безумную, злую, безобразную. Одна могла быть только объектом утверждения, другая — объектом отрицания. Но собственно их борьба, схватка, драматическое переплетение никогда не были и не могли стать объектом просвещенческого сознания и просвещенческого искусства. Ведь даже самые напряженные коллизии в предреволюционном искусстве Давида — среди мастеров XVIII века художника самого решительного склада,— даже они либо предваряли борьбу («Клятва Горациев»), либо являлись ее следствием («Брут»). Для романтического же сознания и искусства — это родная стихия. Недаром его идеал заключается не в покое, а в напряжении страстей, действий и противодействий; чем выше их накал, тем более захвачен ими романтик, тем более плодотворные возможности провидит он здесь для своего творчества. Скажем так: если внимание просветителя сосредоточено на полюсах жизни—положительном и отрицательном,—то внимание романтика поглощено пламенем вольтовой дуги, возникающей между ними, в момент их критического сближения. И порою не так даже важно, что именно сгорает в этом пламени—важно оно само, его блеск, его непрекращающееся бушевание, важна пламенная стихия. ..
«Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении чумы.
Все, все, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья — Бессмертья, может быть, залог! И счастлив тот, кто средь волненья Их обретать и ведать мог».
Эта песня Вальсингама из пушкинского «Пира во время чумы» как нельзя лучше раскрывает главный принцип романтического мировосприятия.

 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея