ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

3

Романтическое сознание возникало на почве неразрешенных еще и неразрешимых пока противоречий общества в состоянии революции, претворяло их борьбу в художе­ственные формы. Оно возводило это состояние на уровень мировой драмы, на уро­вень всеобщего этического и эстетического идеала. И впоследствии первым стремле­нием антиромантического искусства будет как раз попытка развенчать идеал борю­щейся жизни: борьба —это преступление, борьба запятнана кровью невинных и пре­вращает побеждающих в мясников, а потому бойтесь борьбы—вот та мораль, которую начнут читать обществу художники типа Делароша.

Итак—пафос борьбы противоположностей лежит в основе романтической эпохи. Но чтобы он возник, нужно, во-первых, довести эти противоположности добра и зла до высшего выражения и, во-вторых, двинуть их навстречу друг Другу, создать усло­вия для того, чтобы, сойдясь в непрекращающейся схватке, они могли оспаривать первенствующее положение в мире, в обществе, в живой человеческой душе, много­кратно отражаясь друг в друге.

Если с этой точки зрения обратиться к искусству Гойи, то станет совершенно ясным момент его переформирования из просветительского в романтическое. Про­светительская по исходным своим импульсам критика противоестественного, неразум­ного, жестокого и бесстыдно-безобразного старого порядка в Испании была доведена им до предельного, уже разрывающего рамки Просвещения пафоса в офортах «Ка-причос», созданных в 1797—1799 годах. Столь же исходно просветительское утверж­дение мира желанной естественности, желанного добра, желанной красоты было ге­нерализировано и возведено на уровень так же чуждого рационализму Просвещения энтузиазма в росписях церкви Сан Антонио де ла Флорида, исполненных летом — осенью 1798 года. Но противоположности эти были не только доведены до предель­ного выражения. Они вдвинулись друг в друга, как хронологически (и не только хронологически) вдвинулась сверкающая утопия мирового дня, воплотившаяся в Сан Антонио, в мрачную утопию мировой ночи, сконцентрировавшуюся в «Капричос». И они начали взаимно рефлектировать: ночь «Капричос» прониклась страстным ожи­данием рассвета, день Сан Антонио пронизали ночные тени. . . То же самое драма­тическое рефлектирование осветило и портреты, созданные испанским мастером с 1797 до 1808 года.

 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея