ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

4

Чем гнет сильнее, тем пламенней порыв к свободе.
Леонардо Фернандес де Моратин

Наглядность и драматичность переформирования в творчестве Гойи просветительского типа искусства в романтический не имеют равных в современном ему изобразительном искусстве. Даже отчасти наметивший этот путь Давид остановился на полдороге. Лишь в поэзии Гёте — творца первой части «Фауста» и в музыке молодого Бетховена можно наблюдать аналогичный процесс с такой же рельефностью, яркостью и мощью. Эт0 не только потому, что романтическому типу сознания, сосредоточившемуся на изменчивом, становящемся, трансформирующемся, возможности временных искусств соответствовали более, чем возможности искусств пространственных, и что последним далеко не сразу удалось освоиться в новых условиях—пример Гойи доказывает, что такое препятствие можно было преодолеть достаточно рано. Суть дела состоит в том, что все крупнейшие художники-романтики (кроме, разве, одного Блейка) явились, когда переформирование, по существу, уже совершилось, когда общество оказалось вовлеченным в состояние революции; они сами были уже детьми этого состояния. Вспомним, что творческий путь Рунге, ЭнгРа> Тернера начинался на рубеже 1790—1800-х годов, Констебля, Фридриха, Кипренского—в 1800-х годах, Жерико — на рубеже 1800—1810-х и т. д. Творческий путь Гойи начинался еще в 60-х годах XVIII столетия и уже в 1770—1780-х годах принес обильные плоды на почве художественной культуры эпохи Просвещения. Гойя прежде всего целостно проявил себя в рамках искусства просветительского типа — он застал его цветение и сам впервые процвел в насаждавшемся этим искусством саду. Понятна поэтому острота пережитого им кризиса, когда топор времени ударил по стволам и корням этого сада.
Напомним некоторые факты.
Гойя 70—80-х годов XVIII века убедительно вписывается в ту утверждающе популистскую тенденцию просветительского реализма, начало которой положил «Савояр» Ватто и которая после на разные лады проявлялась в «Девушке с креветками» Хо-гарта и домашних жанрах Шардена, в сельских сценах Гейнсборо и в народных празднествах Доменико Тьеполо, украсивших стены «форестьеры» на вилле Вальмарана. Можно сказать даже, что именно у Гойи тех лет, у Гойи «эпохи гобеленов», утверждение радостей естественной жизни непривилегированных сословий, возводимой просветителями на уровень нового нравственного идеала и хотя бы потенциально про-
 

 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея