ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

6

гнать господ, которые не умеют управлять. Пусть придут они — мы встретим их с радостью» 3. Об этом свидетельствовали наводнившие Испанию памфлеты, содержавшие нападки на Годоя, на королеву, на церковь, а особенно самый из них резкий, затрагивавший глубинные основы испанской жизни памфлет «Хлеб и быки» (((Pan у toros»), появившийся в 1796 году и приписанный молвой Ховельяносу4. Об этом свидетельствовала ода «Хуан Падилья» (1797), в которой молодой поэт Хосе Кинтана воскрешал и славил «добродетели и мужество» вождя восстания Коммунерос против тирании императора Карла Габсбургского, как десятью годами раньше Давид воскрешал и славил добродетели и мужество римских патриотов и тираноборцев, дабы научить современников действовать во имя Свободы. Послания и сатиры того же Кин-таны, Ховельяноса, Мелендеса Вальдеса, комедии Леандро Моратина, прозванного «испанским Мольером», все сильнее проникались пафосом обличения существующего порядка. Испанское Просвещение, подавленное в 1789—1795 годах, вновь оживало и, вступая во второй этап своего развития, начинало видоизменяться: критика нынешнего положения с позиций просвещенного Разума уже проникалась революционной страстью, набатным звоном.
Все это вместе взятое заставило временщика Годоя искать какое-то компромиссное решение. В ноябре—декабре 1797 года он призвал к власти виднейших представителей младшего поколения ilustrados — Франсиско Сааведру, Бернардо Ириарте и, наконец, возвращенного из ссылки Ховельяноса—признанного лидера испанских реформаторов, а весной 1798 года сам оказался в отставке.
Таковы были годы, предшествовавшие и сопутствовавшие возникновению первоначального замысла «Капричос»—высшего, последнего и уже переломного порождения испанского Просвещения.
Подробно рассматривать эту серию нет нужды — это уже было сделано мною в книге «Капричос» Гойи. Необходимо другое—оценить значение «Капричос» в контексте начавшегося переформирования гойевского искусства.

ВРЕМЯ ГНЕВА, ИЛИ ПРОСВЕЩЕНИЕ, ПРЕВОСХОДЯЩЕЕ СЕБЯ

В нынешнем столкновении философии и тирании пора открыто обнажить меч и отбросить ножны — с подобным противником иначе нельзя.
Байрон
Не вызывает никаких сомнений, что офорты «Капричос» были первоначально задуманы как просветительская сатира, но самая яростная из всех возможных, превосходящая в этом смысле все, что было создано французским Просвещением (Монтескье, Вольтером, Дидро), близкая разве что одновременному радищевскому «Путешествию из Петербурга в Москву». Поистине Гойя мог бы повторить знаменитые слова русского просветителя, о котором Екатерина II отозвалась в том духе, что он де «хуже Пугачева»: «Я взглянул окрест меня; душа моя страданиями человеческими уязвлена стала. . .»
Эту серию начинал тот Гойя, который навсегда утратил наивную веру XVIII века, что счастье или несчастье человечества зависит от малого—от разумных или неразумных правителей, добрых или недобрых законов и что, следовательно, счастье легко устроить, а несчастье — устранить. Он постиг серьезность действительного положения дел, всю глубину отравляющих жизнь (всю жизнь, а не только ту, что ведут высшие сословия!) установлений и идей старого мира. И он должен был обратиться от утверждения якобы изначально здоровых оснований бытия к уничтожающей критике того, что ежедневно извращает и губит их, что неприметно, но неуклонно превращает доброго и прекрасного «от природы» человека в нравственного урода, опасное чудовище или бессильную жертву, в несчастного человека. Предметом его сугубых интересов стал потаенный механизм той всеподавляющей системы, которая действовала в Испании, погруженной в затянувшуюся и не желающую кончаться ночь средневековья, а также особенности человеческой натуры, столь податливой обольщениям зла, столь легкомысленной и неразумной.

 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея