ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

11

ВРЕМЯ ЧУДЕС. ФИНАЛ ПЕРВОЙ РЕДАКЦИИ «КАПРИЧОС»

Мое сердце полно грядущего! Уильям Блейк

Ровно за неделю до уже ожидавшейся отставки Годоя, как бы увенчавшей победу испанского Просвещения, Гойя, который все последние годы избегал официальных и придворных заказов15, внезапно изменил свое поведение. 22 марта 1798 года он направил Карлу IV мемуар, где оправдывался в своем прежнем бездействии: « . . .в течение шести лет я был совершенно лишен здоровья и, в частности, слуха — моя глухота такова, что объясняться со мной можно только жестами и знаками; поэтому я не мог заниматься делами своей профессии». Под конец художник выражал надежду, что ныне вновь сможет достойно служить Его Величеству16.
В этом мемуаре ссылка на болезнь—почти дипломатическая уловка. Болезнь была уже далеким прошлым, хотя призрак того страшного физического кризиса, который поразил Гойю осенью 1792—зимой 1793 года и навсегда сделал его глухим, еще не вовсе рассеялся. Все же к «делам своей профессии» Гойя вернулся сразу же после того, как острота положения миновала. В 1794—1797 годах он был очень активен и как живописец —особенно в портретном жанре, и как график — ведь в 1797 году были начаты «Капричос».
Появление мартовского мемуара можно объяснить тремя причинами. Во-первых, воодушевленностью перспективами нового просвещенного царствования, надеждой художника, что его искусство, служившее делу ilustrados, сможет выйти теперь на широкую общественную арену и в духе идеалов Просвещения «говорить правду монарху и народу». Во-вторых, желанием получить заказ на роспись новой королевской капеллы в предместье Флорида, законченной архитектором Фелипе Фонтана к весне 1798 года, что художнику удалось вскоре устроить с помощью Ховельяноса. Наконец, в-третьих, серия «Капричос» — предмет особых забот художника примерно с апреля 1797 и до марта 1798 года—ныне представлялась ему законченной; он готовился публиковать ее и чувствовал себя свободным для новых трудов.
Прежде чем идти дальше, мы должны выяснить очень важные и до сих пор неясные вопросы—что представляли собою «Капричос» к весне 1798 года и как Гойя тогда собирался их закончить. А для этого придется на время отвлечься от основной линии нашего рассказа.
Как известно, «Капричос» были изданы не в 1798 году, а лишь в феврале 1799 года в виде комплектов «из 80 эстампов по цене 320 реалов за комплект». Так было сказано в пространном предуведомлении, опубликованном Гойей в газете «Diario de Madrid» 6 февраля 1799 года, и затем повторено в коротком извещении о начале публичной продажи серии «в парфюмерной лавке на улице Десенганьо, 1», напечатанном 19 февраля в «Gazeta de Madrid». Однако в бумагах Гойи сохранился черновик опубликованного в 1799 году предуведомления, главным отличием которого был последний абзац: «Подписка на это произведение (то есть «Капричос») будет приниматься в книжной лавке. . . (адрес не проставлен. —В. JT.). Цена каждого комплекта из 72 листов—288 реалов, которые могут быть оплачены в двухмесячный срок, считая со дня опубликования этого уведомления. По истечении его подписчики смогут получить первые экземпляры еще до того, как серия поступит в публичную продажу. Работа уже закончена; остается лишь изготовить оттиски с награвированных досок». Предуведомление в такой редакции не было напечатано Гойей и стало известным только в 1863 году благодаря публикации В. Кардереры17.
Отсюда следует, что помимо общеизвестной, обнародованной в феврале 1799 года редакции «Капричос» из 80 листов существовала более ранняя редакция из 72 офортов 18.
Когда возникла эта только что цитированная рукопись — предуведомление об издании серии из 72 эстампов? Можно почти с полной уверенностью сказать —тогда, когда Гойя начал домогаться заказа на росписи Сан Антонио, то есть не позднее апреля—мая 1798 года. К этому времени первая редакция «Капричос» была закончена.
Но что она собой представляла по сравнению с той второй и окончательной, которую мы все хорошо знаем? На этот вопрос можно ответить, если вспомнить, как
 

 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея