ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

14

«Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна,
Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст рола...».

А если поискать в предшествующем или одновременном изобразительном искусстве, то возникнут ассоциации с наиболее чистыми преромантическими образамиУильяма Блейка, такими, как «Радостный день»  (1780, гравюра), с подернутыми
таинственным, ра$воп«ющающнм сфум&т& Лсшеямн н Аврорами Лршона п даже с максимально освобожденными от власти материи, сотканными из одного лишь оконтуренного света фигурами Флаксмана. Заметим, что, видимо, по весне 1798 года Гойя не только познакомился с иллюстрациями Флаксмана к «Божественной комедии» Данте, но и делал с них рисунки — изучал их с пером в руках.

Конечно, Гойя не впадает в крайности блейковского сентименталистского в своей основе и флаксмановского классицистического по своему происхождению идеализма, приобретавшего романтическую окрашенность. Его танцующая не превращается в чистое видение или своеобразный «чертеж» нового прекрасного человека. В ней говорит также и испанская плоть. Но черты идеального, страстно желаемого, утопического здесь, несомненно, присутствуют. Это идеальность, наполняющаяся жизнью и уже начинающая в свою очередь на деле преобразовывать жизнь. Это мечта, осуществление которой представляется теперь возможным и которую художник как бы торопит.
Но именно поэтому в прекрасном образе пробудившегося, возродившегося человечества тоже есть нечто лишь «проектируемое», нечто утратившее былую форму, но еще не до конца облекшееся новой формой, то есть развоплощениое и еще только воплощающееся, возникая из сгущения света и бега тонких, временами прерывающихся линий.
В этом решительная контрастность нового образа человека по отношению ко всему тому, что мы до сих пор встречали в «Капричос». Он обладает всеми признаками совершающегося чуда; чуда внезапного и полного освобождения от мерзостного прошлого, чуда преображения, очищения и переформирования человеческой сущности, чуда света, столь непривычного для тех, кто пребывал так долго в самом сердце ночи. Этот образ дышит энтузиазмом новых горизонтов и ничем не ограниченных возможностей. И в этом смысле он, несомненно, носит уже романтический характер. С 72-го офорта «Капричос» начинается ранняя фаза гойевского романтизма.

Как это блестяще обосновал Н. Я. Берковский22, история романтизма начинается с подъема и вдохновения, вызванного первыми успехами нового, преобразуемого революцией мира, — «на ранний романтизм веяла Французская революция», а он генерализировал ее обещания свободы, равенства и братства всего человечества.

Маркс писал, имея в виду в первую очередь опыт великого переворота 1789—1794 годов, что буржуазные революции «стремительно несутся от успеха к успеху, в них драматические эффекты один ослепительнее другого, люди и вещи как бы озарены бенгальским огнем, каждый день дышит экстазом...»23. Атмосфера экстаза, эффекты «бенгальского огня», невиданного света — это и есть первооснова для рождения романтического взгляда на мир в самой первой его, еще, так сказать, наивной форме. Это ожидание невероятного и чудесно всеобщего преобразования жизни в ее целом и во всех ее частностях; это одновременно ощущение того, что такое преобразование уже началось, что сквозь тьму былого прорываются ослепительные лучи, сияют дивные образы — еще неустойчивые, еще не до конца определившиеся, будто сейчас только творимые.

Революционное творчество захватывает романтиков и составляет одну из главнейших первооснов их мировосприятия и искусства. А это последнее как бы опережает действительный ход событий, подхватывает, усиливает, направляет в наилучшую сторону «ожидания и сверхожидания» времени, неизбежно преувеличивая и превос-

 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея