ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

16

как свободной личности и как части пришедшего в движение, переформирующегося и не собирающегося замыкаться в себе общества.
Впрочем, границы Французской революции раньше всего обозначились именно для француза, а потому и утопия Давида осталась недовоплощенной даже в искусстве. Сначала он должен был спуститься на землю с высот раннеромантического идеала и вместо торжества свободного духа писать реальность трагических судеб героев и жертв Великой революции — того же Лепелетье, заколотого бывшим королевским гвардейцем, а потом Марата, убитого Шарлоттой Корде. А далее — после Термидора — воплотить драму несбывшихся надежд и те новые волнения, которые несло общество, пребывавшее в состоянии революции, но пошедшей не так, как мыслилось и мечталось.
Энтузиастический романтизм лишь мелькнул во Франции и в период террора утратил свое значение; он теплился тогда разве что у Прюдона, но уже в затуманенном виде. Иначе было за ее пределами. Здесь энтузиазм и вера в неограниченное обновление мира, исходящее от Франции, продержались дольше. Ведь издалека видно иное, чем вблизи. Костер в ночи кажется на большом расстоянии чистым и ровным светом звезды, и мы не видим ни дыма, ни перегоревших головешек, ни колебаний пламени, ни людских теней, жутковато корчащихся от этих колебаний. Тем же, кто блуждает в холодной тьме, любой костер желанен... Так было и с восприятием Французской революции издалека — из Англии молодых Кольриджа и Вордсворта, Годвина и Блейка, из Германии иенских романтиков, Гёльдерлина, юного Рунге и, наконец, из Испании Гойи. К тому же как раз в середине 1790-х годов французская республика развернула интенсивное наступление на феодальную Европу. В те времена действительно казалось, что революция близка повсюду, что она уже «при дверях».
Лишь с наступлением периода Директории, когда началось «прозаическое осуществление политического просвещения, которое раньше хотело превзойти само себя и ударялось в фантастику», когда «стремительно вырывается наружу и бьет ключом настоящая жизнь буржуазного общества26 — своекорыстная, хищная и ограниченная, — только тогда постепенно начинается кризис раннего романтизма и за пределами Франции. Это произойдет, где раньше, где позже, около 1798 («Лирические баллады» Вордсворта и Кольриджа) —1800 («Гимны ночи» Новалиса) годов. И мало кому из ранних романтиков удастся этот рубеж преодолеть. Но об этом нам еще придется говорить в будущем, а сейчас вернемся к Гойе 1798 года.
Новые образы, замаячившие в финале первой редакции «Капричос», несомненно принадлежат к тому же энтузиастическому романтизму. Даже к его «прописям». Недаром их аналогии так легко обнаружить, скажем, у Блейка или Прюдона. Но дело в том, что приподнятое расположение духа, в котором испанский мастер поспешно набрасывал рисунок «Время, спасающее Истину» и 72-й офорт «Капричос», породило еще одно — на этот раз оригинальнейшее и грандиозное творение — самый прекрасный, одушевленный и живой памятник изобразительного искусства раннеро антической фазы. Речь идет об ансамбле росписей королевской капеллы Сан Антонио де ла Флорида, исполненном летом — осенью 1798 года.
 

ВРЕМЯ ЧУДЕС. САН АНТОНИО ДЕ ЛА ФЛОРИДА

Радость, пламя неземное, Райский дух, сошедший к нам. Опьяненные тобою, Мы вошли в твой светлый храм.
Шиллер
Купольная церковь Сан Антонио в предместье Флорида — поистине очаровательное Ил.    сооружение, близкое по своим формам к тем центрическим храмам-мавзолеям, которые так любила неоклассическая архитектура конца XVIII века, но в то же время не утратившая ни барочной импозантности, ни рокайльной игривости. Она соединяет в себе важность и радостную интимность, компактность и стройность, простоту и украшенность, плоскостность и пластичность, рисунок прямых линий, энергию элементарных форм (куб, полусфера) и прихоть легких курватур.
 
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея