ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

7

Ну а что же видел, думал и делал тогда Гойя? Об этом мы знаем не так уж много, но все же достаточно, чтобы попытаться с большой долей вероятности реконструировать картину его жизни с того самого момента, когда была прервана работа над конным портретом Фердинанда VII.

Для этого помимо прочего мы располагаем альбомом рисунков, известным по классификации Элеоноры Сейр под литерой «Е». Пьер Гассье предложил датировать этот четвертый гойевский альбом около 1803 — 1812 годов19. Однако по ряду признаков он может быть локализован в пределах весны—лета 1808 года20.

Альбом «Е» начинается с листов, изображающих старух, что и позволило П. Гассье считать его прямым продолжением альбома «D», датированного исследователем около 1801 —1803 годов. Однако тема старости, данная в насмешливом плане, возродилась у Гойи в картине «El Tiempo», написанной вслед за Аранхуэсским переворотом, и после прозвучала в таком же почти ключе в картине «Маха и Селестина». Рисунок 6 альбома «Е», изображающий нелепо шлепнувшуюся старуху, имеет авторский комментарий: «Quejate al tiempo» («Сетуй только на время»), перекликающийся с названием картины из музея в Лилле. Затем на многих листах возникают образы юные, светлые, народные, подобные по настроению «Махам на балконе». Особенно хорош лист 37 («Полезные труды»), изображающий прачек. Антитеза «старость—юность» составляет внушительный и обнадеживающий лейтмотив альбома «Е». Но еще более существенную роль играют в нем образы людей из народа, представленных в трудах и повседневной своей жизни. «Это,—пишет Гассье21,— и неудивительно в эпоху войны за независимость, идейный «плебизм» которой проанализировал в свое время Ортега-и-Гассет». Иные народные образы исполнены горестного сочувствия к участи бедняков («Слепой сапожник» —лист без номера и др.). В других подчеркнута энергия и сила, что заставляет того же Гассье видеть в них предвосхищение Домье. Впрочем, не всегда они выступают у Гойи как носители положительных начал. Таков на листе 24 крестьянин, с каким-то остервенением присосавшийся к винному бурдюку; женщина тщетно пытается оторвать его от этого занятия, а гойевский комментарий— «Despues lo beras» («После увидишь», «Вот ужо!») — таит в себе угрозу. Лист 32 изображает остервенелую драку мужчин, лист 36 —повздоривших у фонтана женщин. На листе 19 явно подвыпивший простолюдин разбивает ударом кирки прекрасную статую—его глаза закрыты, на губах блуждает дурацкаяухмылка, а гойевский комментарий гласит: «Он не ведает, что творит». В свое
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея