ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

1

Горе мне, если я не послушаюсь
своего сердца!

Уго Фосколо

23 декабря 1808 года Гойя присягнул на верность королю Жозефу Бонапарту. Он должен был это сделать как любое должностное лицо в Мадриде. Однако почему, спасаясь от французского нашествия в Арагоне, он отправился в занятый французами Мадрид, а не на свободную территорию — скажем, в Валенсию, или в Севилью, или в Кадис? Потому что в Мадриде оставались мастерская, дом, жена, сын и внук? Потому что художник был уже стар, чтобы идти на такой риск и искать себе новое пристанище в разворошенной войной стране? Да — и поэтому, но, видимо, не только поэтому. Ведь пройдет время, и осенью 1812 года, накануне третьей французской оккупации столицы, он, оставив сыну большую часть своего имущества, уедет в Пьедрахиту, намереваясь оттуда перебраться дальше, на освобожденную испанцами территорию. Правда, осенью 1812 года уже не было на свете Хосефы. Правда, и тогда художник вернется в Мадрид, узнав о том, что министр полиции короля Жозефа пригрозил в противном случае конфисковать имущество Хавиера Гойи 1. Но такую попытку в 112 году художник все-таки сделает (что уж говорить о последовавшей в 1824 г. эмиграции во Францию почти восьмидесятилетнего Гойи!). В конце 1808 года ничего подобного не было. Видимо, возвращение в «офранцуженный» Мадрид представлялось Гойе наименьшим злом.

Но стал ли он afrancesado или остался «добрым патриотом»? Однозначно ответить на этот вопрос по меньшей мере затруднительно. С одной стороны, позднейшие документы так называемого «очистительного процесса», (которому художник подвергся при реставрации Фердинанда VII со всеми теми из официальных лиц, кто оставался на занятой французами территории, как будто полностью исключают вопрос об «офран-цуженности» Гойи. С другой стороны, некоторые известные помимо этого процесса биографические факты, а главное — произведения 1809—1810 годов говорят об ином. Согласовать одно с другим можно лишь при тщательном анализе изменчивой испанской ситуации и отразившего эту изменчивость мировосприятия художника.

Вернувшись в Мадрид, Гойя не мог не заметить, что произошло с просвещенными кругами испанского общества, прошедшего жестокую школу смут и катастроф, отчасти подавленного, а отчасти даже воодушевленного наполеоновскими победами. Ко двору Жозефа стали возвращаться испанские гранды, опасаясь назначенных «изменникам» конфискаций и страшась все более терявшей управляемость народной войны. Боль-
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея