ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

6

всех «патриотов», зловреднейшего из afrancesados падре Хуана Антонио Льоренте Гойя писал со всей серьезностью и с глубокой симпатией.

Льоренте принадлежал почти что к поколению Гойи (он был лишь на десять лет моложе), а жизненный опыт его был в известном смысле схожим. Как и Гойя, Льоренте начал карьеру во времена просвещенного царствования Карла III и так же быстро продвигался тогда на своем поприще: в 1782 году он генеральный викарий Калаор-ского епископства, в 1785 — комиссар инквизиции в Логроньо, в 1789 — главный секретарь инквизиции королевства. Ему покровительствовал тот же Флоридабланка, намечавший реорганизацию Св. Службы, и он — как и его покровитель, как-Ховель-янос, как Гойя — полагал, что «дикому фанатизму не должно быть места в просвещенном веке» и. В 1793 году тогдашний Великий Инквизитор Мануэль Абад-и-ла-Сьерра поручил Льоренте разработать подробный проект реформ Св. Службы с целью приблизить ее судопроизводство к обычному гражданскому. План Льоренте был через четыре года передан Ховельяносу, ставшему министром юстиции, но тот не успел его осуществить. Не удалось это и Уркихо, сменившему Ховельяноса. С падением правительст а ilustrados решилась и судьба беспокойного каноника — в 1801 году он был арестован и заточен в монастырь. Потом Льоренте эмигрировал, жил во Франции и летом 1808 года в Байонне был среди испанцев, которые первыми примкнули к Жозефу. В начале 1809 года чаяния «испанского Вольтера» сбылись — инквизиция была уничтожена наполеоновским декретом, и сам он приложил к этому руку. Став главным хранителем архивов Св. Службы, он начал свою знаменитую «Критическую историю испанской инквизиции». Предварительные результаты своих изысканий он опубликовал еще в Мадриде в 1812 году под названием «Анналы Испанской инквизиции», но закончил все это лишь во французской эмиграции, куда отбыл в августе того же года. В 1817 году «Критическая история...» впервые выйдет в Париже, а в 1822 году, в разгар второй испанской революции, появится в Мадриде уже на испанском языке. С Льоренте Гойя сблизился еще в 1809 году, и тот оказал, видимо, на художника большое влияние (о чем еще будет сказано), тем более что антиклерикализм и нен висть к инквизиции были у них страстями общими и давними. Тот в свою очередь знал и высоко ценил искусство Гойи. Впоследствии, в одной своей заметке, опубликованной во Франции в 1821 году, Льоренте назовет его на первом месте среди «испанских исторических живописцев» 15.

Что до «Портрета Льоренте» (Сан-Паулу, Музей), то он несомненно принадлежит к числу лучших творений Гойи. Еще никогда в рамках композиции парадного портрета в рост Гойя не был так торжествен, так по-веласкесовски благороден, оставаясь в то же время предельно естественным. Мужественность и жизнелюбие, стойкость и лукавство, ум, проницательность, энергия, печать горького жизненного опыта— и тут же что-то поистине неунывающее, в духе «Ласарильо с Тормеса», соединились в образе этого замечательного испанца, достойнейшего современника французского своего собрата — якобинского аббата Грегуара.

Сказанного достаточно, чтобы понять не только чуждость Гойи нерассуждающей ненависти к французам и «офранцуженным», но также чтобы оценить его великодушную способность сопереживать чужой судьбе и как бы вживаться в душевный мир тех, кого история начала XIX века сделала врагами его нации, и тех, кто искал ей лучшей доли вопреки желаниям и предрассудкам большинства. Гойя, наблюдал. Гойя размышлял. И если кого-то и осуждал тогда, то пока, скорее, собственный свой «неразумный» и фанатичный народ — испанскую Вандею.
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея