ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

8

Гойя видел пока в герильеро только последнее — лишь «порождения... постыдных веков» испанской истории. Даже оставляя бандитские сцены и переходя все чаще к непосредственному изображению самой испанской войны, он вначале писал, скорее, хаос братоубийства. Таковы картины, идущие в инвентаре 1812 года под номером, «Деревня в огне» (музей в Буэнос-Айресе), где непонятно кто является виновником пожара и резни, и «Стычка герильеров» (музей в Буэнос-Айресе, вариант в Будапеште), где ожесточенно сталкиваются две партиды, а над ними, у края всхолмленного горизонта, какой-то человек жестом о ранты в отчаянии взывает к небесам.Все или хотя бы большинство из вышеназванных картин являются, по существу, скорее эскизами, чем вполне продуманными произведениями. Это «наметки», «при мерки», попытки подойти вплотную к таким проявлениям человеческой натуры и действительности, с которыми Гойя прежде не имел дела и ныне еще не знал, как поступить. Но они — также свидетельства его мужества. Художник вступает в самое средоточие варварства, приучает себя прямо смотреть на убийства. Нож, приставленный к горлу женщины, трабуко (короткое широкоствольное ружье, которое былов ходу у испанских контрабандистов и разбойников), нацеленное в упор на связанного пленника, хватающие и упивающиеся насилием руки, сцепившиеся тела — все это он должен пережить, перечувствовать, сделать доступным искусству. Здесь у него не было предшественников, ибо зверства у Калло совершаются на таком удалении, что перестают непосредственно ранить чувства, ибо в бандитских и инквизиторских сценах Маньяско гротескная деформация снимает ощущение того, что мучениям подвергаются живые люди, а не бескостные марионетки. Здесь все познается впервые, лишь иногда перекликаясь со старой живописью, посвященной крестным мукам Христа, мученичествам апостолов, в упор изображавшихся великими испанцами XVII века, или легенде о Тарквинии и Лукреции (так, «Бандит, закалывающий женщину» из собрания де ла Романа, возможно, ассоциировался художником с тинтореттовским «изнасилованием Лукреции», отлично ему известным еще по коллекции Годоя).

Пожалуй, лишь три более поздние картины из собрания де ла Романа — «Госпиталь зачумленных», «Беженцы в пещере» и «Расстрел в военном лагере» демонстрируют несколько иной подход к военной действительности — попытку увидеть ее изнутри, передать в исторически-конкретном духе и, наконец, понять как всенародное бедствие, а не как отдельные эксцессы. Тут усиливается ощущение общности трагических судеб многих людей, но при этом сохраняется определенность обстоятельств места и времени. В двух первых картинах низкие своды госпитального зала и нависающие скалы пещеры вызывают ощущение, близкое клаустрофобии. Особую выразительность приобретает свет, распространяющийся из глубины, сначала слепя, а затем рассеиваясь и как бы растворяясь в сумраке, переходя в него тончайшими градациями серо-серебристых оттенков — он сам кажется перегоревшим, пепельным, обессилевшим, измученным.

В последней картине впервые возникает тема массового расстрела, хотя пока еще неясно, кто кого расстреливает. В дальнейшем мотив этот будет использован в большой картине 1814 года, но не прежде, чем пройдет переплавку в «Десастрес» (лист «И нет спасения»). Низкие своды «Госпиталя зачумленных» мы увидим во многих листах «Десастрес», изображающих насилия, а «Беженцы в пещере» послужат материалом для офортов «Невозможно смотреть» и «Груда мертвецов».

Душный запах смерти и крови пропитывает даже те произведения Гойи 1809—1811 годов, которые, казалось бы, по самому своему жанру были чужды войне. Доказательство тому — натюрморты, еще невиданная «мертвая натура», которую хочется, скорее, назвать «натурой умерщвленной».
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея