ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

11

для новой борьбы! Народ, который сражается вопреки всем расчетам, который не щадит себя и внушает своим противникам смешанное чувство ужаса, сожаления и невольного уважения... Ведь писал же Наполеону после взятия Сарагосы Ланн—отважнейший из маршалов Империи: «Государь, это совсем не то, чему мы научились на войне. Я не видел такого упорства. Несчастные защищались с яростью, которую нельзя себе представить... Это война, приводящая в содрогание». Так что же? Разве все это не героично даже вне каких-либо планов на дальнейшее? И, наконец, разве не грандиозны размеры испанских бедствий, разве народ Испании не на уровне их, разве—следовательно—современная испанская история не несет в себе всех признаков высочайшей трагедии, настоятельно требующей художественного воплощения? К воплощению этой трагедии и приближался Гойя все эти первые годы испанской войны.

За это время он успел увидеть много, а пережить еще того больше. Он исходил такие лабиринты, что мог уже не бояться блужданий, опускался в такие бездны, что мог теперь подняться куда угодно. И наставало время, когда весь этот грандиозный опыт должен был стать почвой для новых, теперь уже не отмеченных душевным раздором творений. Нет, Гойя не станет дюжинным патриотом—галлофобом. Не для того он примерял на себя столько судеб и всматривался в такое количество лиц, не для того он побуждал себя побывать в шкуре afrancesados и даже француза. Но оставаться вдали от схватки он больше не мог.

Постепенно в кутерьме и неразберихе творчества 1809—1810 годов проступала некая инстинктивная целенаправленность. Рисунки начинали выстраиваться прерывистыми цепочками, в живописи обнаруживалось тяготение к серийной экспозиции, способной охватить действительность шире и полнее. Уже в стихийном кишении растревоженного войной муравейника начинали проступать мощные фигуры и выразительные лица. Уже кисть и перо Гойи приобретали новую формирующую силу. Увлеченность эффектами света и тени, как в эпоху «Капричос», толкала его к офорту. И в самом конце 1810 года он снова обратился к этой технике и выполнил три гравюры на военные темы, которые не только подписал, но и датировал, видимо, еще полагая возможным их изолированное существование —это были трупы, это были раненные на поле боя, это было погребение.

Так началась работа над новой серией офортов, которая впоследствии прославится под именем «Бедствия войны» («Desastres de la Guerra»),

А тем временем постепенно начала меняться испанская ситуация, начало меняться испанское Сопротивление, созревая не для «вандейского» только, но хотя бы теоретически для подлинно революционного дела.
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея