ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

1

Из хаоса Господь создал мир;
из бури страстей рождается народ.

Байрон

Начатая в последние месяцы 1810 года офортная серия стоила Гойе больших трудов. Об этом говорит уже один тот факт, что к ней художник сделал не менее 492 рабочих оттисков, фиксировавших разные состояния офортов, а подчас отли чавшихся друг от друга также и некоторыми изобразительными деталями. Это го раздо больше, чем при работе над какой-либо другой серией испанского мастера. Особенно многочисленны и разнообразны оттиски офортов, ныне известных под номерами 2—7, 9—27, 30 — 39, 41, 43—61, 63—64 и 69 (последний известен в пяти состояниях и в двух вариантах, принципиально отличающихся по смыслу). Напротив, количество авторских оттисков офортов 1, 8, 28—29, 40, 42, 45, 62, 65—68, 70—82 довольно ограниченно. Все же они от 1-го до 82-го имеются лишь в двух собственно ручно выполненных Гойей комплектах—тех, что известны в искусствоведческой литературе под именем «комплекта Сеана Бермудеса» (ныне в Национальной библи отеке в Мадриде) и «комплекта Педро Хиля—Морено де Мора»1. К этим известным ныне 492 оттискам следует добавить еще один—хранящийся в Бостонском музее изящных искусств оттиск офорта «Бесславный успех» (Infamo provecho), в серию не вошедший. Сохранились также 73 подготовительных рисунка (64—к вошедшим в серию листам, 3—к «Бесславному успеху» и 6—вообще не гравировавшихся), выполненных в подавляющем своем большинстве сангинным карандашом и лишь в шести случаях—либо в сочетании бистрового лависа с сангиной, либо в технике чистого лависа. Современного Гойе массового тиража серии не существует. Но мы можем судить, в каких вариантах он мыслился Гойей, по составленным им самим комплектам Педро Хиля и Сеана Бермудеса. Один из них включал 82 пронумерованных офорта. Он был в 1824 году вывезен Гойей из Испании в Бордо и там вскоре подарен деду Педро Хиля, такому же испанскому эмигранту, каким стал тогда художник. Другой комплект оставался в Испании. Он содержал те же и в том же порядке расположенные офорты, но с добавлением в конце еще трех—цикла «Узники», награвированного около 1812—1813 годов. Кроме номеров он был снабжен полным словесным комментарием, отсутствующим в комплекте Педро Хиля и во всех остальных рабочих листах. Это сопроводительные надписи под изображениями, сделанные

 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея