ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

2

карандашом рукой Гойи и по части орфографии исправленные, скорее всего, Сеа-ном Бермудесом, а также каллиграфически выполненный рукописный титул. Титул этот гласил:

Fatales concecuencias de la
sangriente guerra en Espaiia
con Buonaparte у otros
Caprichos enfaticos
en 85 estampas. Inventadas,
dibujadas у grabadas
рог el pintor original D. Francisco
de Goya у Lucientes.
En Madrid.

To есть: «Роковые последствия кровавой войны в Испании против Бонапарта и другие возвышенные Капричос в 85 эстампах. Сочиненные, нарисованные и награвированные живописцем доном Франсиско де Гойя-и-Лусиентес. В Мадриде».

Покидая в 1824 году Испанию, Гойя оставил награвированные доски своему сыну, у которого те пролежали в закрытых ящиках до 1854 года, пока не перешли по наследству к внуку художника, а тот не нашел ничего лучшего, как продать их в частные руки. Только осенью 1862 года они были скуплены Академией Сан Фернандо. Но не все. Две последние доски к офортам 81 и 82 были обнаружены через пять лет французским искусствоведом Полем Лефором3 и лишь в апреле 1870 года попали от него в Академию. Что до комплекта Бермудеса, то его наследовала в 1829 году дочь этого последнего и в 1850 году уступила Валентину Кардерере.

В 1863 году—через 35 лет после кончины Гойи—Академия осуществила первый массовый тираж «Роковых последствий... и других возвышенных Капричос». В него вошли 80 листов (ведь две последние доски тогда не были еще отысканы, а цикл «Узники» справедливо был сочтен чужеродным). Они были пронумерованы и снабжены авторскими комментариями в соответствии с комплектом Бермудеса—Кардере-ры, но названы не так, как предполагал сам художник. Академия предпочла более краткое, но—увы!—не вполне отвечающее реальному содержанию цикла наименование «Бедствия войны» («Los Desastres de la Guerra»). И в таком точно виде серия по традиции тиражировалась затем еще шесть раз—в 1892, 1902, 1906, 1923, 1930 и 1937 годах4. Лишь в 1957—1958 годах—при восьмом тиражировании—она вышла в своем полном, восьмидесятидвухлистном составе5, однако под тем же названием «Los Desastres...», слишком привычным и слишком прославленным, чтобы его менять. Мы тоже будем пользоваться им, но с подзаголовком, восстанавливающим то название, которое предложил сам
художник (или он вместе с Бермудесом).

До 1863 года «Десастрес» или, точнее, —«Роковые последствия кровавой войны в Испании... и другие возвышенные Капричос» оставались в целом неизвестными и недоступными никому, кроме Морено де Мора во Франции и сначала Сеана Бермудеса, а потом Валентина Кардереры—в Испании. Лишь отдельные авторские оттиски попали тогда в некоторые испанские и заграничные собрания. Так, в 1842 году друг Делакруа, Эжен Пио, смог в своем первом по времени каталоге эстампов Гойи назвать 20 офортов оттуда—причем, за исключением одного только листа, известного под названием «Nada» («Ничто»—в комплектах Бермудеса, Педро Хиля и во всех массовых изданиях №69), это были офорты с военными сценами; они были выполнены, как мы еще увидим, самое позднее в 1812—1813 годах. Часть из офортов, известных Пио, не имела авторской нумерации, другая имела, но совсем иную, чем известная ныне6.

Отсутствие авторского тиража, подобного тиражам «Капричос» в 1799 году и последовавшей за «Десастрес» в 1816 году «Тавромахии», или хотя бы точной даты на титуле комплекта Бермудеса весьма осложняет датировку серии. Если начало работы над ней на исходе 1810 года не вызывает никаких сомнений (дата эта имеется на трех стилистически ранних ее офортах, а проанализированные в предыдущих главах обстоятельства жизни и творчества Гойи на первом этапе Пиренейской войны не позволяют предположить возможность более раннего обращения его к будущим «Десастрес»), то относительно завершения существует большая неясность.
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея