ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

3

В 1835 году Валентин Кардерера предположительно назвал датой завершения 1820 год, а через двадцать восемь лет повторил ее7. Аргументация его сводилась к следующему: «Комплект Бермудеса», очевидно, готовился к изданию, однако характер серии, особенно ее последней части, содержавшей яростные инвективы против режима реставрации, установившегося весной 1814 года, исключает возможность такой подготовки вплоть до того момента, когда режим этот пошатнулся, то есть до начала второй испанской революции в 1820 году. Нельзя не согласиться с тем, что до этого об издании серии нечего было и мечтать. И все же, если к 1820 году она была доведена до полной готовности к изданию (а комплект Бермудеса именно таков), то совершенно непонятно, почему же тогда в благоприятных условиях 1820—1823 годов этого издания все-таки не последовало. Ответить на поставленный вопрос сколь-нибудь удовлетворительно можно, только признав дату Кардере-ры ошибочной. «Роковые последствия кровавой войны против Бонапарта в Испании и другие возвышенные Капричос» были закончены не в начале второй испанской революции, а только в конце ее, где-то на рубеже 1822—1823 годов (и тому есть прямые подтверждения в последней части серии); совершившееся же 7 апреля 1823 года вторжение в Испанию войск Священного Союза и быстрый разгром революции вновь сделали невозможным обнародование гойевского творения. Более того, гибель испанской свободы сделала неуместным прежний финал серии, запечатлевший как раз ее чаемое в революционные годы торжество —офорты № 80—82 («Если воскреснет?», «Свирепое чудовище», «Вот это истинное»). И Гойя либо еще летом 1823 года, либо же весной 1824 года, уже собираясь отправиться в эмиграцию, добавляет после них цикл «Узники» (выполненный гораздо раньше и вне всякой связи с «Роковыми последствиями...»). Такая композиция отражала нынешний поворот испанской судьбы —от свободы, блеснувшей в 1820—1823 годах, к тюрьмам восторжествовавшей уже в середине 1823 года реакции.

В таком виде серия попадает в руки Сеана Бермудеса. Когда и для чего? Скорее всего—в мае 1824 года, когда Гойя прощался с Испанией и своим оставшимся там другом. Скорее всего, для того, чтобы тот сберег полный ее комплект как образец для будущего издания, если испанские обстоятельства когда-нибудь изменятся. Ждать пришлось до 1862—1863 годов. Да и тогда Академия не смогла полностью выполнить это гойевское завещание.

Итак, «Десастрес» были начаты в последние месяцы 1810-го и окончены к весне 1823 года. Но двенадцать с липшим лет—срок достаточно большой. За это время Гойя видел и узнал многое. Он пережил страшный голод в Мадриде осенью 1811-го — весной 1812 года. Он видел, как 11 августа 1812 года вторично покидали Мадрид французские войска, потерпевшие поражение в битве при Арапильес, и как 12 августа вступали туда солдаты Веллингтона и герильеры ЭмпесинаД°> через несколько дней ему позировал сам «железный герцог», чей конный портрет со 2-го по 11 сентября экспонировался в Академии Сан Фернандо. Когда в конце октября возникла угроза возвращения французов, Гойя, совершив фиктивную передачу своего имущества сыну и оставив себе только деньги и драгоценности, уехал в Пьедрахи-ту вместе с Леокадией Вейс, намереваясь перебраться на освобожденную испанцами территорию, и только те преследования, которыми французы грозили сыну художника, заставили его вернуться в занятую ими 3 ноября 1812 года столицу. Гойя дождался отъезда короля Жозефа в Вальядолид 17 марта 1813 года, а 27 мая видел, как теперь уже навсегда уходила из Мадрида оставшаяся там гвардейская дивизия генерала Гюго, сопровождавшая обозы последних afrancesados, среди которых был и его друг Леандро Моратин. Нет сомнения, что его радовали вести об окончательном разгроме армии Жозефа Бонапарта при Витории (21 — 22 июня 1813 г.) и паническом бегстве французов к границе сквозь теснины легендарного Ронсева-ля. Но еще больше—те, которые доходили в Мадрид из Кадиса, где с 24 сентября 1810 года заседали чрезвычайные учредительные кортесы—новая революционная власть, сменившая наконец Центральную хунту. Первостепенной задачей кортесов была выработка испанской конституции взамен «байоннской бумажке» короля Жозефа. Проект ее был поставлен на обсуждение еще в августе 1811 года и принят в целом 23 января 1812 года, несмотря на сопротивление реакционной части депу-
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея