ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

6

Мы могли бы уже сейчас приступить к анализу этого выявившегося «ядра» серии, но прежде подведем итоги изысканий относительно хронологии работы над ней от начала до конца.
Итак, можно со всей уверенностью утверждать следующее:

1)серия была начата точно датированными 1810 годом офортами № 20, 22 и 27, за которыми вплоть до 1812 года последовали еще двадцать офортов, выполненных на разнокалиберных досках,— № 3, 6, 10—19, 21, 23—26, 30, 41 и 44 (из них № 13 —15 и 30 должны быть отнесены к числу самых поздних в этой группе);

2)в 1812 году (возможно, в краткий период освобождения Мадрида в августе-октябре, но, может быть, и раньше) Гойя смог обзавестись солидным комплектом стандартных, профессионально изготовленных досок размером 155x205 мм, на кото рых в этом и в первой половине следующего года выполнил еще 34 офорта, посвя щенных, во-первых, «году голода» (№ 48—61, 63—64 и №69, но не в общеизвест ном ныне варианте, а в другом, позже переделанном) и, во-вторых, наиболее ярким и потрясающим образам народной войны, вдохновляемым не только воспоминаниями времен мадридского восстания 2 мая 1808 года и путешествия в Арагон осенью того же года, но также новыми впечатлениями, полученными в октябре—ноябре 1812 года по дороге в Пьедрахиту и обратно в Мадрид (это № 2, 4, 5, 7, 9, 31 — 39, 43, 46 и 47, создававшиеся частью параллельно листам «года голода», но в большинстве, скорее всего, уже после них);

3)к весне—лету 1813 года Гойя располагал, таким образом, 57-ю готовыми офор тами, которые уже тогда могли бы составить (и действительно, как мы это еще по пытаемся обосновать, составили) достаточно целостный цикл, но художник не оста навливается на этом и уже в июле —августе (это доказывают темы, трактованные в офортах № 8, 40 и 42) пускает в дело новую партию стандартных досок размером 175 X 220 мм;

4)на них он продолжает работать, видимо, и после 1814 года, когда Испания вернулась к «былому варварству» (на что, в частности, намекают офорты № 28 и 29), но главным образом—после 1820 года, когда работа над серией активно возобнов ляется, создаются почти все «другие возвышенные Капрпчос» и весь цикл вырисо вывается уже в своем окончательном виде—82 листа от удручающих «Печальных предчувствий» до озаренного надеждой офорта «Вот это настоящее»;

5)в таком виде серия готовилась к изданию, когда интервенция и наступив шая уже летом 1823 года реакция делают это предприятие невозможным, и весной следующего года, присоединив к 82 листам своих «Десастрес» перечеркнувший их оптимистический финал цикл «Узники», Гойя доверяет серию Сеану Бермудесу под уже знакомым нам названием «Роковые последствия кровавой войны против Бонапарта в Испании и другие возвышенные Капричос в 85 эстампах» (второй комплект—без этого дополнения—Гойя увозит во Францию в июле 1824 г.).

Таковы наши общие соображения по хронологии создания «Десастрес». Конкретный их анализ позволит не только подтвердить их, но внести еще ряд уточнений.

Теперь остается последний вопрос: «Роковые последствия... и другие возвышенные Капричос» окончательно сложились к 1823 году (цикл «Узники» присоединился к ним позже и, в общем, остался чужеродным). Но не пытался ли Гойя систематизировать свое творение еще до того — в 1813 году, когда уже шла к победному завершению Пиренейская война? Иными словами, не было ли какой-то более ранней или даже каких-то более ранних ее редакций?

До недавнего времени вопрос этот вовсе не ставился15. А между тем первоначальный порядок и состав серии вполне уловим. Ведь еще Эжен Пио в 1842 году держал в руках и описывал офорты из «Десастрес», имевшие иную авторскую нумерацию, чем та, которая ныне общеизвестна. Ее, как параллельную к окончательной (закрепленной в комплекте Бермудеса), констатировали все крупнейшие исследователи «Десастрес», начиная с Поля Лефора, Аурелиано Беругете и Дельтея вплоть до Ла-фуенте Феррари, Томаса Харриса и Пьера Гассье. Их усилиями она и была постепенно выявлена на гравированных досках серии, где окончательный номер располагается в левом верхнем углу над изобразительным полем (исключением является лишь № 69), а предварительный — в левом нижнем, подчас даже на самом изобразительном поле (например, офорт, в окончательной редакции получивший № 2, имеет в левом нижнем углу изобразительного поля довольно смутный № 36, офорт № 9
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея