ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

7

имеет там же зачеркнутый, но вполне отчетливый № 29, офорт 31 —№ 32, офорт 32—№ 49, офорт 33 —№ 42, офорт 36 — № 39 и т. д.). Сохранились также рабочие оттиски (например, те, которые побывали в руках Эжена Пио), где есть только эта первоначальная нумерация, а окончательная еще отсутствует. На других имеются обе, как и на гравированных досках. Только в комплекте Бермудеса нижние номера тщательно стерты и оставлены одни верхние — ныне общеизвестные. Из этого следует по крайней мере, что лишь к 1823 году ^композиция серии установилась в окончательном виде. А до того она была другой. Какой же?

Имеющиеся ныне материалы позволяют утверждать, что первоначальную, а после — двойную нумерацию имели все 57 офортов, выполненных до середины 1813 года, причем офорт «Nada» имел даже четыре номера, последовательно сменявших друг друга — 9 и 6 внизу под изобразительным полем, а вверху на изобразительном поле — № 66, переправленный потом на 69 (это свидетельствует о том, что, в отличие от других офортов 1810 — 1813 гг., он менял место в серии не один раз; впрочем, первый из этих номеров можно считать по ошибке перевернутой шестеркой). Напротив, все те офорты, которые появились позже, то есть листы 1, 8, 28 — 29, 40, 42, 45, 62 и все собственно «другие Капричос» (65 — 68, 70 — 82), имеют только одну нумерацию и притом только окончательную (располагающуюся в левом верхнем углу листа над изобразительным полем).

Вот как выглядит вся серия при учете обеих нумераций (в скобках поставлены первоначальные номера, а в клеточки заключены те листы, которые их не имеют): |Т|, 2(36), 3(48), 4(54?), 5(28), 6(26), 7(41), Щ, 9(29), 10(19), 11(18), 12(24), 13(20), 14(23), 15(22), 16(4), 17(17), 18(16), 19(9?), 20(8), 21(25), 22(7), 23(14), 24(12), 25(13), 26(27), 27(11), | 28 129[, 30(21), 31(32), 32(49), 33(42), 34(1), 35(2), 36(39) 37(52?), 38(57), 39(51), 40 , 41(10), 42, 43(40), 44(15), 45 , 46(53), 47(33), 48(47) 49(56?), 50(55), 51(46), 52(50), 53(43), 54(45), 55(37), 56(30), 57(5), 58(34), 59(3), 60(31), 61(35), _62_, 63(44), 64(38), 65|66|67[68|, 69(6 и 66), 1701 711721 73 174175 [ 76177 1781 791 80 181182

А если теперь взять только те листы, которые имеют двойную (или тройную) нумерацию, и поставить на первое место первоначальные номера, заключив в скобки окончательные, то получится следующая картина:1(34), 2(35), 3(59), 4(16), 5(57), 6(66 и 69), 7(22), 8(20), 9?(19), 10(41), 11(27), 12(24), 13(25), 14(23), 15(44), 16(18), 17(17), 18(11), 19(10), 20(13), 21(30), 22(15), 23(14), 24(12), 25(21), 26(6), 27(26), 28(5), 29(9), 30(56), 31(60), 32(31), 33(47), 34(58), 35(61), 36(2), 37(55), 38(64), 39(36), 40(43), 41(7), 42(33), 43(53), 44(63), 45(54), 46(51), 47(48), 48(3), 49(32), 50(52), 51(39), 52?(37), 53(46), 54?(4), 55(50), 56?(49), 57(38).

Как видно, первоначальная нумерация не отрывочна, а непрерывна (и мы еще увидим, что устанавливаемая ею композиция серии имеет свою систему). Она дает возможность реконструировать первую редакцию будущих «Роковых последствий. .. и других Капричос» — ту, которая еще не могла так называться, ибо никаких «других Капричос» (равно как и примыкающих к ним листов) еще не содержала и была целиком посвящена событиям войны 1808—1812 и голода 1811 — 1812 годов. Для нее больше подошло бы то название, которое Гойя дал в инвентаре 1812 года одной из серий своих ранних военных картин — «Ужасы войны» («Horreres de la Guerra»), если бы в эстампах, в отличие от них, не отразилась также и героика непрекращавшегося сопротивления. Поэтому мы предпочтем именовать эту первую редакцию «пра-Десастрес», как принято именовать «пра-Фаустом» первую редакцию знаменитой трагедии Гете.

Гойя, вне всякого сомнения, составил ее весной — летом 1813 года, когда французы либо начали эвакуацию Мадрида, либо уже окончательно оставили его. Война испанского народа стремительно шла к победоносному завершению — пора было завершать и то произведение, в котором художник запечатлел ее перипетии.

Весьма вероятно, что редакция 1813 года представлялась Гойе лишь предварительной. Во всяком случае, уже к концу лета он в добавление к ней делает на новых досках размером 175 X 220 мм офорты, посвященные французскому поражению при Витории и окончанию войны, а также уничтожению инквизиции кадисскими Кортесами.
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея