ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

8

Однако события реставрации вынудят его к более решительным изменениям как порядка серии, ее структуры и смысла, так и числа входящих в нее листов,— три номера на доске офорта «Nada» (№ 6, относящийся к «пра-Десастрес» 1813 г., № 69, относящийся к редакции 1823 г., и № 66, появившийся в какой-то промежуточной) задают нам новую загадку...

Возвращаясь к «пра-Десастрес», отметим прежде всего, что этот вариант серии отчетливо распадается на короткую вступительную часть (№ 1—6) и две большие «главы» (№ 7—27 и 28—57), первая из которых составлена из офортов конца 1810— 1811 годов, а вторая — из офортов 1812 и первой половины 1813 года (кроме № 48, выполненного раньше); «вступление» же включает как те (№ 4), так и другие (№ 1 — 3, 5,6), но преобладают в нем листы второй группы.

Нетрудно заметить, что художник применяет здесь более свободную и разнообразную группировку листов внутри основных разделов, чем то было в «Капричос», где «внутренние структуры» глав помимо одиночных листов сводились только к диптихам и триптихам. В «пра-Десастрес» к ним прибавляются группировки офортов по четыре, по пяти и даже по шести; вполне различимы и более сложные образования — то последовательные, то перекрестные. В целом же серия в том виде, какой она получила в 1813 году, представляет собой достаточно стройное и вместе с тем интенсивно развивающееся единство, отразившее и динамику Пиренейской войны и, хотя бы в общих чертах, — последовательность работы художника, постепенно осознавшего смысл, характер, перспективы переживаемой им действительности.

Выявление этого развития должно стать нашей первостепенной задачей при анализе «пра-Десастрес». Причем мы всюду будем пользоваться принятой здесь нумерацией, лишь иногда в скобках указывая номера окончательной редакции. Мы будем также ссылаться на те авторские комментарии, которых еще не имели составившие «пра-Десастрес» листы, но которые появившись в будущих «Роковых последствиях...», чаще всего (однако же, не всегда) будут достаточно точно соответствовать их изобразительному смыслу и, следовательно, отражать первоначально заложенные в них идеи.
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея