ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

15

Оплачивался жизнью каждый шаг, И
уступал врагу лишь мертвый враг.

Байрон

Гойя приступил к работе над офортами первой части «пра-Десастрес» еще в тот промежуточный период, который последовал за национальной катастрофой 1808—1809 годов, но который предшествовал национальному и (хотя бы в кадисских теориях!) социальному возрождению Испании 1812 — 1813 годов.

В это время испанские дела могли кому угодно показаться совершенно безнадежными. После предпринятого зимой 1809/10 года андалусского похода Жозефа и Сульта в руках испанцев остался только Кадис на самой южной оконечности полуострова да прерывистая цепь крепостей на средиземноморском побережье — Лерида, Тортоса, Таррагона, Сегунт, Валенсия, — которые, однако, одна за другой пали под ударами французов в течение 1811 года. На остальной территории страны регулярных военных действий уже не было. Лишь на португальской границе наполеоновские маршалы то теснили Веллингтона, то сами отступали перед его контратаками. Но и это состояние неустойчивого равновесия представлялось тогда лишь временной заминкой в победоносном шествии французской армии, которая после разгрома Австрии в 1809 году находилась в зените славы, той империи, чье положение после официального подтверждения франко-русского союза и после австрийского брака Наполеона выглядело столь прочным, как никогда. Даже упорная Англия, доведенная до отчаяния континентальной блокадой и потрясенная изнутри движением «луддитов», вновь серьезно подумывала о примирении с Францией23. И как бы ни беспокоили императора испанские дела, они все-таки не представлялись ему столь серьезными, чтобы самому явиться на полуостров, как то было осенью 1808 года; они не помешали и возникновению в 1811 году плана похода против России.

Что же оставалось делать объективному в своих суждениях испанцу, который, находясь в давно оккупированном Мадриде, вздумал бы в такое время и в таких условиях заняться историей Пиренейской войны? Вспоминать о героизме 1808—1809 годов, оказавшемся как будто тщетным? Или оплакивать свое опустошенное отечество, считать раны, хоронить мертвых и скорбеть об участи живых, попавших во власть жестоких чужеземцев?

Гойя как будто склонялся ко второму. Недаром в первой части «пра-Десастрес» мы в изобилии найдем аналогии с ужасными образами, мучившими его раньше в картинах 1808—1810 годов24. Сам выбор трактуемых здесь сюжетов и сама их экспозиция таковы, что позволяют считать первопланной целью художника показ испанского разгрома, его зримых следов и ужасающих последствий. Однако оценка событий иная — мужественная, целенаправленная, энергичная.
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея