ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

18

Славы напилась Земля
наславу. И ее трофеи Видений ада
Дантова страшнее.

Байрон

Офорт № 17 замыкает собой первый круг испанских бедствий и открывает второй — за разгромом следуют бесчинства и репрессии завоевателей.

Триптих, состоящий из офортов 18, 19 и 20, посвящен насилиям над женщинами. Под низкой аркой, сквозь которую видна безмолвная колокольня, польские драгуны, связав предварительно мужчину и отшвырнув грудного младенца, опрокидывают молодую мать, хватают дочь — совсем еще девочку, умоляюще сложившую руки; «Не для этих» — будет подписан офорт. Под уходящими по диагонали аркадами бородатые веетфальцы не торопясь овладевают испанкой; один из них за волосы оттягивает ее голову жестом людоеда с картины из собрания Вильягонсало или также обросшего бородой бандита с картины из Института искусств во Франкфурте-на-Майне (из серии «Horrores de la Guerra»), и невольным свидетелем всего этого является муж несчастной, привязанный насильниками к столбу. «Горькое присутствие» («Атагда presencia») — подпишет этот лист художник. Позорные действия офортов 18 и 20 совершаются при свете дня. На центральном же листе триптиха набросившиеся французские солдаты и отбивающиеся испанские женщины переплелись, упали, покатились по земле в густом ночном мраке. Будто выхватываемые из тьмы потайным фонарем мелькают уки и ноги, переворачиваются тела и уже нельзя различить, где кончается одно и начинается другое, невозможно уследить за стремительно меняющимися положениями, бешено разворачивающейся борьбой. Клубки грешников в «Страшном суде» Микеланджело не переплетались теснее, сражавшиеся в «Битве при Ангиари» Леонардо не действовали столь неистово и грубо. Стоит ли говорить о том, что рядом с этим изображением как будто аналогичная сцена похищения Диоскурами дочерей Левкиппа на знакомой Гойе по гравюрам картине Рубенса выглядит нестерпимо балетной. И только Делакруа через два-три десятилетия изобразит нечто подобное, но только в сценах охот, в бешеных конвульсиях диких зверей. И все это дано Гойей крупным планом, в композиции, которая впервые в его серии не умещается внутри листа, но как бы выплескивает свое яростное действие в предлежащее пространство, прямо в лицо зрителю.
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея