ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

28

изменяют в общей картине ожесточившейся действительности, все же значение этого чуда неоценимо. Если в самом нижнем круге военного ада, в момент вымирания народа находятся люди, спасающие других и хотя бы на миг задерживающие шествие смерти, значит, не все потеряно.

Но дело не только в этом. Ведь здесь, в средоточии серии, сконцентрировавшей в себе так много жестокого и бесчеловечного, что ее хочется назвать образом Ада земного, проявляется сохраненная Гойей глубочайшая чуткость к поэзии человечности, достигающая истинной нежности и бережности там, где уже ничто как будто не может быть оберегаемо. Как не вспомнить в этой связи полемику Байрона со Шлегелем, упрекавшим Данте в «недостатке нежных чувств» (вот, поистине, упрек в духе еще XVIII столетия!). «Нежных чувств! — восклицал великий английский романтик.— А Франческа да Римини — а отцовские чувства Уголино — а Беатриче — a «La Pia». Когда Данте бывает нежен, его нежность ни с чем не сравнима. Правда, в повести о христианском Гадесе, или Аде, мало места для нежности — но кто, кроме Данте, сдаог бы вообще найти хоть какую-нибудь «нежность» в Аду?38. Знай Байрон «Деса-стрес», он сказал бы: «Кто, кроме Данте и Гойи? ..»

Впрочем, милосердию, состраданию, помощи, врачеванию ран и болестей в этой серии отведена только ночь. Каждый следующий день несет новые бедствия и новую, все более ожесточенную борьбу. И ее кульминации посвящены остальные листы второй части «пра-Десастрес» (плюс еще два, вошедшие во вступление и уже проанализированные в свое время).
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея