ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

30

С офортов этого типа начинается и на них обрывается вторая глава, а внутри нее они постоянно образуют впечатляющие оппозиции — действия испанцев (№ 28, 29, 36, 41, 48, 54) чередуются с действиями французов (№ 32, 33, 39, 42, 49, 53, 57).

Как уже отмечалось, экспозиция второй главы открывается изображениями нападений и вооруженных сопротивлений испанских женщин французским солдатам (№ 28, 29), чему тут же противополагаются жестокости и грабежи завоевателей (№ 32, 33). Заметим, что примерно такой же оппозицией эта глава и заканчивается— это офорты 54 («Женщины придают мужество») и 57 («Варвары!»). Причем в обоих случаях между противопоставляемыми друг другу «активными» листами помещена пара «пассивных», отражающих эпизоды «года голода»: начавшееся героическое действие обрывается, чтобы затем возродиться уже с «обратным знаком». Обратим внимание еще и на то, что и в начале и в конце главы воплощением испанской доблести являются женщины. Действительно, в испанской войне именно поведение женщин особенно поражало всех европейцев, приученных «галантным веком» видеть в них всего лишь «очаровательный слабый пол». «Женщины придают мужество», «Они не хотят», «И становятся свирепыми» — вот комментарии Гойи. А вот слова Байрона в «испанской» главе «Чайльд Гарольда»: «Та, кто, иголкой палец уколов

Или заслышав крик совы, бледнела,
По грудам мертвых тел, под звон штыков,
Идет Минервой там, где дрогнуть Марс готов.
Любимый ранен — слез она не льет,
Пал капитан — она ведет дружину,
Свои бегут — она кричит: вперед!
И натиск новый смел врагов лавину.
Кто облегчит сраженному кончину?
Кто отомстит, коль лучший воин пал?
Кто мужеством одушевит мужчину?
Все, все она! Когда надменный галл
Пред женщинами столь позорно отступал?»

Сражающаяся женщина стала символом сражающейся Испании, как Агостина Доменеч — Агостиной Сарагосской, которую Гойя запечатлел на 41-м офорте, находящемся в самом средоточии второй главы «пра-Десастрес», названном «Какое мужество!» и выразительно противопоставленном как французским неистовствам (№ 39, 42), так и единственному здесь листу, запечатлевшему испанское малодушие — трусливое бегство монахов, тоже виденное Гойей (№ 40). К этому знаменитому и уже не раз упоминавшемуся офорту мы еще вернемся, ибо он — подлинная кульминация всей серии.

Сражающиеся мужчины Испании появляются только на специально выделенном в двойном обрамлении офортов «года голода» листе 36 и затем листе.

На первом из них повстанцы с навахами и пиками сталкиваются в ожесточенной схватке с французскими пехотинцами. Ни те, ни другие не желают отступать. Вначале кажется даже, что двум окровавленным и едва вооруженным испанцам не справиться с четырьмя или пятью французскими егерями. Но позади виднеется целая толпа их разъяренных соплеменников. Сбившиеся тесной кучкой егеря не чувствуют себя уверенными в победе — слишком грозна накатывающаяся волна всенародного восстания. Их движения становятся вялыми, только лишь обороняющимися. Весы военного успеха заколебались и на мгновение застыли в зыбком равновесии — нацелены штыки и копья, занесены навахи, как будто приросли к земле ноги сражающихся. Однако взор зрителя властно втягивается в извилистый, пересекаемый разящими остриями просвет между противниками, будто для того, чтобы оценить, «со здравым смыслом или без него» («con razon 6 sin ella») сражаются герильеры, и там, вдали, он натыкается на фигуру испанца, который закалывает упавшего на колени солдата, побеждает.

Художник воплотил здесь не только дух нынешнего переломного времени. Ведь, в сущности, в офорте 36 материализовался тот ответ, который летом 1808 года дали сарагосцы на французское требование капитулировать: «Война хоть на ножах!»
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея